Американский журнал «TheNationalInterest» недавно опубликовал статью своего постоянного автора, военного эксперта Майкла Пека «Battlecruisers: The Glass-Jawed Warship that Failed» («Линейные крейсера: боевые корабли «со стеклянной челюстью» в пролете»).
Название статьи, конечно, звучит более лапидарно на америкен-инглиш. «Стеклянная челюсть» – это из боксерского слэнга. Такое прозвище давали боксерам, которые плохо «держат» удар.
В своей статье Майкл Пек рассказывает историю создания класса так называемых линейных крейсеров (англ.- Battlecruiser, нем.- Schlachtkreuzer), крестным отцом которых стал знаменитый английский адмирал Джон Фишер. Его идея состояла в том, чтобы совместить огневую мощь линкора со скоростью крейсера за счет ослабленной брони. В итоге на свет родились такие корабли, как английский «Лайон», германский «Гебен», японский «Конго».
Адмирал Д.Фишер
Первыми гонку по строительству линейных крейсеров начали англичане, за ними устремились немцы, причем германские «шлахткройцеры» немного уступали английским по огневой мощи, но превосходили по бронированию. Поэтому германские линейные крейсеры лучше показали себя в боях против равного соперника и прекрасно справились с задачей поддержки легких сил.
В главном морском сражении первой мировой войны, Ютландской битве, линейные крейсера полностью провалились. Именно по этому поводу автор статьи в TNI и употребил выражении «that Failed».
Линейный крейсер "Рипалс"
Майкл Пек сравнивает линкор «Куин Элизабет» с линейным крейсером «Ринаун»: оба были вооружены пятнадцатидюймовыми орудиями, но линкор развивал скорость в 24 узла, а линейный крейсер мог мчаться вперед со скоростью в 31 узел. При этом линкор был защищен тринадцатидюймовой броней, а крейсер – только шестидюймовой.
Слова адмирала Битти, которыми он отреагировал на гибель линейного крейсера «Куин Мери» в Ютландской битве, вошли в историю: «Кажется, сегодня что-то не так с нашими проклятыми кораблями!» («There seems to be something wrong with our bloody ships today»).
Три из семи английских линейных крейсеров были потоплены в Ютландском сражении. Во второй мировой войне английский линейный крейсер «Худ» взорвался после прямого попадания пятнадцатидюймового снаряда германского линкора «Бисмарк», пробившего тонкую палубную броню.
Прекрасно показал себя в качестве быстроходного рейдера германский линейный крейсер «Гебен», который долго разбойничал в Черном море, противостоя эскадре тихоходных русских броненосцев. Только лишь выход в море всей черноморской эскадры заставлял «Гебен» удалиться от русских берегов. Однако когда Черноморский флот пополнился двумя линкорами, «Гебену» пришлось убраться восвояси. В ходе боя против линкора «Императрица Екатерина Великая», который практически не уступал ему в скорости, германский рейдер получил серьезные повреждения и едва ушел от преследования.
Несмотря на очевидно негативные уроки Первой мировой, строительство линейных крейсеров продолжилось в 30-е и 40-е годы.
Весьма точно все корабли этого класса характеризуют слова, сказанные по поводу американских линейных крейсеров:
«Слишком большие и дорогие для того, чтобы использоваться в качестве крейсеров и слишком слабые и уязвимые для совместных операций с линкорами, к тому же явно запоздавшие с появлением на свет, они были самыми бесполезными из больших кораблей, построенных в эпоху Второй мировой войны».
Оказалось невыгодно строить узкоспециализированные корабли-охотники за крейсерами, лишь ненамного превосходящие в скорости линкоры. Точку в развитии артиллерийских кораблей поставили американские линкоры типа «Айова», способные догнать и уничтожить любой крейсер.
Линейный крейсер "Худ"
Майкл Пек считает, что причины неудач линейных крейсеров лежат не только в технической, но и в тактической плоскости: «Концепция линейных крейсеров была порочной уже в зародыше. Как многие гибриды, они страдали от кризиса идентичности» (The battlecruiser concept seemed flawed from the start. Like many hybrids, they suffered from an identity crisis).
В Ютландском бою линейные крейсера использовались в противоречии с базовой концепцией адмирала Фишера, что привело к трагическим последствиям.
И на этой ноте Майкл Пек переходит к столь же неутешительной современности: «Линейные крейсера были яичными скорлупками, вооруженными молотками, что точно подходит под описание и современных боевых кораблей» (Battlecruisers were eggshells armed with hammers, which exactly describes modern warships).
Современные боевые корабли располагают мощным оружием и средствами защиты, но что будет, если в них все же попадет хотя бы одна ракета?
Они будут потоплены или сильно повреждены, как это произошло с английским «Шеффилдом» и американским «Старком».
Эсминец "Замволт"
Это не значит, что мы должны построить крейсер «Иджис» с броней как у линкора «Нью-Джерси», пишет Пек. Противник все равно создаст еще более мощный корабль-убийцу. Но делать что-то необходимо, потому что если в Южно-Китайском море или Персидском заливе разразится серьезный боевой конфликт, океан будет завален осколками яичной скорлупы (the Оcean might be littered with a lot of broken egg shells).
Эта статья может быть названа концептуальной для американских военных стратегистов, так как она отражает общий тупик американской военной доктрины, в данном случае военно-морской.
Для специалистов очевидно, что автор статьи хоть и не называет конкретные корабли и программы из строительства, но имеет в виду прежде всего масштабные программы ВМФ США по строительству стелс-эсминцев «Замволт» Zumwalt (DDG 1000) и литторальных боевых кораблей (Littoral Combat Ship).
Майклу Пеку не было особой нужды в излишней конкретизации по той причине, что совсем недавно американские сенаторы Джон Маккейн и Джек Рид направили гневное письмо в Пентагон, в котором заявили, что «ключевой компонент для базовых прибрежных боевых кораблей (Littoral Combat Ship — LCS) ВМФ — система автоматического подводного разминирования (МСМ), разработчиком которой является Lockheed Martin, не соответствует поставленным задачам и срочно нуждается в альтернативном решении. Проведенные испытания выявили существенные проблемы, в том числе связанные с надежностью роботов-охотников за минами».
Литторальные корабли не оправдали возлагавшихся на них ожиданий и по другим причинам. Сейчас в Пентагоне оперативно придумывают способы использования пятнадцати уже принятых в состав флота LCS. Скорее всего, их нашпигуют гиперзвуковыми крылатыми ракетами и отправят в территориальные воды республик Прибалтики, хотя предполагалось их использовать в том самом Южно-Китайском море, где, по мнению Майкла Пека, может возникнуть военный конфликт.
Что касается суперэсминца «Замволт», то это настоящий шедевр американской оборонной промышленности, плод реального коллективного гения американских конструкторов и инженеров.
Справка:
Эсминец имеет водоизмещение более 15480 т, длину 183 м, что соответствует размерам линейных крейсеров Второй мировой войны. Его вооружение:
20 четырехконтейнерных модуля пусковых установок Mk 57, размещенных вдоль левого и правого бортов, способны выполнять стрельбы всеми видами состоящего на вооружении ВМС США ракетного оружия большой и средней дальности, за исключением ПКР Harpoon.
Специально разработанная 155-мм артиллерийская установка AGS. Дальность стрельбы из нее обычным снарядом – 40 км, а управляемым активно-реактивным LRLAP – до 154 км. Темп стрельбы – 10 выстрелов в минуту. Не исключается включение в состав боезапаса AGS армейских высокоточных управляемых снарядов Exalibur. Каждый корабль будет нести два 155-мм орудия. Пушки AGS предназначены для поражения преимущественно береговых целей. По утверждению ряда американских источников, огонь пары таких установок по эффективности эквивалентен стрельбе из 12 армейских полевых орудий M198 аналогичного калибра.
Пара 57-мм автоматических пушек Mk 110 предназначена для обеспечения обороны ближнего рубежа, в том числе от «асимметричных» угроз, то есть атак террористов и диверсантов на небольших катерах.
Возможно базирование двух вертолетов MH-60R или одного такого вертолета и трех беспилотных летательных аппаратов MQ-8 Fire Scout.
Однако главные инновации «Завмолта» вовсе не системы вооружения, а его конструкция: взрывостойкий корпус с покрытием кевларовой броней наиболее жизненно важных элементов.
«Разрезающий волну» форштевень уменьшает сопротивление движению и шумоизлучение.
Интегрированная архитектура корпуса-надстройки, что снижает радиолокационную заметность. Надводная часть корабля защищена радиопоглощающим покрытием. В результате при размерах на 40 процентов больших, чем у эсминцев типа Arleigh Burke, ЭПР Zumwalt такая же, как у подводной лодки в надводном положении, то есть ничтожно малая.
Комплекс двигателей корабля увязан в интегрированную энергетическую систему и обеспечивает полное электродвижение. Суммарная мощность составляет 78 МВт. Столь большая мощность нужна для обслуживания рельсовых электромагнитных пушек с дальностью стрельбы до 360-400 км, боевых лазерных и СВЧ-установок. Все эти перспективные системы вооружения могут быть в принципе установлены на эсминце.
Это если смотреть на «Замволт» глазами инженеров, его спроектировавших, и американских адмиралов, выбивших из бюджета США миллиарды долларов на создание эскадры таких кораблей. А если взглянуть критично, то вырисовывается совсем иная картина.
Во-первых, сразу же бросается в глаза влияние кораблестроительной школы XIX-го века, - «Замволт» точь-в-точь казематный броненосец Конфедерации «Вирджиния». Просматривается и конгениальность с дедушкой броненосцев береговой обороны - французским «Торо». Системный признак кораблей с такой конфигурацией корпуса – плохая мореходность. Завал бортов, таранный форштевень, интегрированная надстройка – все во имя снижения радиозаметности. Как верно заметил один из комментаторов к статье Майкла Пека, Пентагон предпочитает решать все проблемы с помощью технологий в ущерб стратегии и тактике.
Корабль имеет цитадельное бронирование кевларом, но пусковые ракетные шахты с целью рассредоточивания вынесены за пределы цитадельной брони, то есть корабль можно обезоружить даже меткими очередями из крупнокалиберного пулемета, так как сама надстройка выполнена из композитных материалов. Да и кевларовая броня может защитить разве что от осколков, а не от противокорабельной ракеты. То есть, если «Замволт» схлестнется один на один с российским ракетным крейсером «Петр Великий», то яичная скорлупа на волнах океана будет, скорее всего, американского происхождения. Это еще более вероятно, если учесть, что на эсминце нет двойного или тройного дна, защищающего от попадания торпеды ниже ватерлинии. Это очень странно, возможно конструкторы корабля не предполагали его использовать против равных соперников. То есть, шли путем создателей линейных крейсеров прошлого века.
Двигательная установка спроектирована в расчете на возможность использования рельсовой электромагнитной пушки. Но во время стрельбы из такого орудия необходимо полностью отключать все прочие системы корабля. Но стрельба из полностью глухого, слепого и неподвижного корабля настолько похожа на быстрое самоубийство, что вряд ли когда-нибудь эта идея будет реализована. Разве что во время какой-нибудь очередной колониальной войны с беззащитными туземцами.
Статья Майкла Пека, собственно говоря, подводит черту под необдуманными техническими решениями американских кораблестроителей. Построено всего три «Замволта» и больше не планируется. Этот корабль станет просто инкубатором технических инноваций, а могущество американского ВМФ будет прирастать эволюционным развитием. Основой флота станут нормальные эсминцы класса «Орли Берк» классической конструкции и ничуть не похожие на казематные броненосцы позапрошлого века.
Российских «Замволтов» не будет. Наши кораблестроители не позволили себя втянуть в разорительную технологическую гонку, чего не скажешь об их авиаколлегах. Три американских суперэсминца станут героями кинобоевиков, в которых они будут расправляться с инопланетными монстрами. А на волнах Южно-Китайского моря и Персидского залива будет колыхаться «яичная скорлупа» иного происхождения. Какого именно – это покажет реальный морской бой, исход которого не может заранее предсказать ни один даже самый гениальный инженер или адмирал.
А о «Замволтах», возможно, скажут, что они были самыми бесполезными из больших кораблей, построенных в эпоху гибридных войн.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.