Пока мы тут с вами до потери сознания спорим, насколько надежна скрепа концепции единого учебника истории Родины, в Нью-Йорке, на шестом фестивале русского документального кино диплом получил фильм о Рудольфе Нуриеве.
Вы об этом знаете? Вот и я до вчерашнего дня ничего о нем не знала. И не узнала бы, если бы «Новый журнал», созданный на другом конце света в трагическом 1942 году Марком Алдановым и Михаилом Цетлиным не привез бы в Москву дипломы своего фестиваля, поскольку далеко не все авторы лент-лауреатов смогли в Нью-Йорк поехать.
Почему не смогли? Да потому что фильм «Рудольф Нуриев. Прощание с Родиной» снимали казанские энтузиасты. Профессионалы, работающие на свой страх и риск. Кинематографисты, которым своя история интереснее, чем споры о ней.
Вы, к примеру, знаете, что в Татарстане есть народный писатель республики Рабит Батулла, который без шума и громких лозунгов со стоической регулярностью, не к датам и праздникам собирает историю родного края, пишет о людях, родившихся в Татарстане и прославивших Россию на весь мир. Таких, как Рудольф Нуриев – танцовщик милостью божьей, появившийся на свет в поезде где-то между Иркутском и Слюдянкой 17 марта 1938 года, начавший танцевать в Уфе в 1942-м, закончивший уже после войны Ленинградское хореографическое училище, ставший звездой Мариинки – тогда Кировского театра - и в 1961-м не вернувшийся с парижских гастролей, чтобы покорить сначала Ковент-Гарден, потом всю Европу и Америку, став для мира второй половины двадцатого века лицом непревзойденного русского балета.
Так вот, знаете ли вы, что Нуриев всего за год до смерти, в 1992-м на Родину возвращался. Был в Казани и Уфе, проехал по местам своего детства и дал право Татарскому академическому государственному театру оперы и балета имени Мусы Джалиля ежегодный Международный фестиваль классического балета назвать своим именем.
Вот о том, как Нуриев, к тому времени звезда мировой величины, директор балетной труппы парижской Гранд-опера за несколько месяцев до смерти, о которой отлично знал, встретился с Родиной, и рассказывает фильм, снятый по сценарию Рабит Батулла режиссером Фаридом Давледшиным, оператором Хайдаром Миндубаевым и художником Ленаром Гильмутдиновым.
Некоторый особо счастливые жители Казани фильм посмотрели. Минувшей осенью ленту увидели около двух тысяч ньюйоркцев. Да так восхитились, что отметили особым дипломом фестиваля. И все. Потому что дальше, чтобы ленту увидели мы с вами, о ней надо написать, ее надо продавать. А чтобы написать, надо, чтобы ее увидели журналисты, которым не до того: они заняты гораздо более важными делами: вон, девушки в масках пол-России оскорбили, а возлюбленная одного министра полстраны на украшения променяла.
Мало этого, чтобы мы с вами фильм увидели, его надо продавать. Но промоутерам тоже не до этого: лучший потомственный кинематографист главную битву главной войны двадцатого века в 3D снял, Олимпиада опять же, реклама.
А авторам фильма не до всего этого, они так вдохновилась историей своего земляка, собранной Батуллой, что сейчас снимают фильм художественный. О детстве Нуриева, практически совсем неизвестном человечеству, до сих пор восхищающемуся великим танцовщиком. И одновременно об истории своей земли, о том времени, когда там, где Европа превращается в Азию, в Казани и Уфе в годы страшной войны великие люди, уехав в эвакуацию не опустив руки ждали, когда пушки разберутся, кто в мире главный, а спасали национальную культуру: снимали фильмы, писали картины, учили детей всему тому, что знали сами. Потому что эти мудрые люди знали, чтобы править миром, мало расставить по нему мощные пушки и послушных солдат: эти ничего кроме гибели не несут. Мир слишком быстро становится сначала обиженным и злобным, а потом совсем пустым и победителям довольно быстро становится нечем править.
Мир жив, пока в нем рисует Леонардо да Винчи, пишет музыку Чайковский, пока Алданов в Нью-Йорке упорно собирает и печатает русскую литературу, а в далекой Уфе мудрые люди, увидев в пятилетнем мальчике будущего Нуриева учат его танцевать.
Пока нам с вами интересно, откуда у всех этих героев берутся силы не опускать руки, не бороться за власть, а упорно и заботливо растить тех, кто напишет новую Мадонну, сочинит «Двенадцать» и станцует «Болеро» так, что покруженное в распри человечество остановится, замрет в восхищении и вспомнит, что мир – прекрасен.
И чтобы мы с вами не забыли об этом, сейчас, в Казани группа мудрецов, неожиданно обласканная ньюйоркским фестивалем русского документального кино снимает фильм о Рудольфе Нуриеве.
Как бы так его не пропустить и увидеть?
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.