Фото автора
Праздник, рожденный в смутное время
В 1948 году по инициативе основателя и первого Генерального директора ЮНЕСКО Джулиана Хаксли, единокровными братьями которого были писатель Олдос Хаксли и лауреат Нобелевской премии в области биологии и медицины Эндрю, совместно с выдающимся английским романистом и драматургом Джоном Б. Пристли был создан Международный Институт Театра (МИТ). Время было смутное. С одной стороны, победой антигитлеровской коалиции закончилась разрушительная Вторая мировая войны, и люди стали возвращаться к мирной, созидательной жизни. С другой - началась другая война, «холодная», когда между Востоком и Западом опустился железный занавес, и зародилось ядерное противостояние.
Отцы-основатели планировали такую организацию, которая могла бы создать площадки для международного культурного обмена и заниматься образовательной деятельностью в рамках исполнительских искусств как для начинающих, так и для профессионалов. Согласно уставу, усилия МИТ должны быть направлены на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира». С тех пор МИТ стал самой крупной всемирной организацией исполнительских искусств с более чем 90 центрами, находящимися на разных континентах. В 1961 году IX конгрессом МИТ был учрежден Всемирный день театра, который отмечается ежегодно 27 марта. Традиционно он проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».
День театра – это не только праздник драматургов, режиссёров и актёров, но и дань уважения другим многочисленным профессионалам, связавших свою жизнь со сценой – художников по декорациям, костюмеров, художников-постановщиков, музыкантов, осветителей.
Это также отличная возможность для зрителей вспомнить литературные произведения, увидеть любимых артистов и открыть для себя новых кумиров. У москвичей была возможность сходить на постановки камерных или учебных театров, познакомиться с начинающими артистами. Были организованы мастер-классы по ораторскому мастерству, литературные вечера, лекции культурологов и теоретиков театра, их рассказы о ключевых фигурах театрального искусства. В театрах предоставлялись существенные скидки на билеты на спектакли, поставленные по классическим произведениям и по пьесам современных авторов.
Встреча с министром
Творческий старт Дню театра дала встреча министра культуры РФ Владимира Мединского с журналистами, которая состоялась в главном здании Государственного центрального театрального музея имени Алексея Александровича Бахрушина – русского купца, промышленника, Гласного Московской Государственной Думы, собирателя театральной старины и создатель частного, уникального литературно-театрального музея. Для тех, кто не в курсе, Владимир Ростиславович не только федеральный чиновник высшей категории, но и начинающий успешный драматург. На сцене Малого театра идёт трехчасовой спектакль «Смута» по его патриотическому произведению «Стена». Это первый роман Мединского, и повествует он об осаде Смоленска войсками польского короля Сигизмунда III в начале XVII века, о доблести храбрых и православных русских, которые дают решительный отпор безнравственным европейцам.
Подготовка к пресс-конференции министра была напряжённой и интенсивной. И это неслучайно, потому что 2019 год в России объявлен Годом театра. В частности, господин Мединский, проявляя по истине отеческую заботу о творческой молодёжи, поручил ректору Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорию Заславскому в течение субботы и воскресенья доработать концепцию благоустройства территории.
Концепция понятна даже мне, дилетанту – на месте разваливающегося гаража на территории ГИТИСа сделать две аудитории площадью около 100 кв м для оказавшихся «бездомными» курсов Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича. Всё сделать, как выразился ректор, «красиво, удобно и зелено». А у министра было 2 основных замечания - убрать из проекта строительство нового гаража и уменьшить парковку для автомобилей.
Театральные слияния и поглощения
В своём выступлении глава федерального ведомства рассказал представителями СМИ о ключевых проектах Года театра, о программе «Большие гастроли» и государственном дотировании гастрольной деятельности театров. Но «фишкой» стали объявление об объединении Александринского театра в Петербурге и Волковского театра в Ярославле и сообщение о том, что через несколько лет к этому театральному альянсу присоединят большой театральный комплекс в Москве. Оказалось, что это слияние является историческим процессом естественного, инициированного снизу объединения двух старейших театров, каждый из которых по праву претендовал на то, чтобы называться первым русским национальным театром. Теперь они больше спорить не будут! А ещё, по убеждению министра, объединение театров позитивно отразится на них в экономическом, социальном, художественном и, главное, политическом смыслах.
Я почему-то тут вспомнил разговор с бывшим руководителем Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимиром Ивановичем Малышковым, к которому я обратился с просьбой помочь найти место на кладбище для моего умершего отца. Он объяснил мне, что кладбища Новодевичьего монастыря, Кунцевское и Троекуровское объединены в большой погост в целях исключения всякой самодеятельности и улучшения их экономического положения, и что выдаст предписание на Троекуровское. «Перспективное кладбище», - пояснил он.
А какова была реакция «беспокойных низов»? Цитирую агентство ТАСС, в котором проработал 23 года:
«Худрук Александринского театра, народный артист России Валерий Фокин сказал, что объединение двух театров поможет осуществить ряд совместных региональных программ.
Художественный руководитель Театра Волкова, заслуженный деятель искусств России Евгений Марчелли заявил, что объединение позволит его театру найти новую театральную площадку и выйти на новый уровень». «Санкт-Петербург, Москва – это колоссальная возможность сохранять наши спектакли, наше театральное дело», – отметил Марчелли.
(Когда текст уже готовился к публикации, стало известно, что премьер-министр Дмитрий Медведев приостановил действие приказа министра культуры о слиянии Александринского театра Санкт-Петербурга и Волковского театра в Ярославле - прим. редакции)
Театральная статистика
Из материалов пресс-конференции я узнал, что в настоящее время в Российской Федерации функционируют 647 профессиональных театров, из них 19 федерального значения. В федеральных театрах количество спектаклей за 2012–2018 годы увеличилось на 45%, а посещаемость выросла на 41% и достигла почти 5 млн зрителей. Доходы федеральных театров с 2012 года увеличились в 3 раза и составили 10,7 млрд руб. Было интересно узнать, что в 2018 году по линии деятельности Министерства культуры Российской Федерации было осуществлено финансирование театральной сферы на общую сумму 21,5 млрд руб. Это - гранты, премии, загадочные партийные программы, Федеральные Целевые Программы, событийные проекты и гастрольная деятельность.
По итогам 2018 года самыми посещаемыми театрами страны стали Мариинский театр, Государственный академический Большой театр и Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, в кузницу талантливых кадров которого я и решил отправиться. Тем более, что её совсем недавно Театральный институт имени Бориса Щукина посетил с рабочим визитом министр культуры РФ. Он ознакомился с процессом реставрации дома князя Орлова, особняка XVII века, где часто бывал Пушкин и где когда-то находилась шаляпинская студия. После завершения реставрационных работ к 2020 учебному году здесь разместятся режиссёрский факультет, учебные аудитории и Малая сцена, где будут проходить спектакли и занятия Учебного театра.
Детский вечер
«Поскольку наш институт Театральный, то мы не могли пропустить такую важную дату, как Всемирный день Театра, - рассказала мне член Студенческого совета Вероника Дворецкая. - Это - праздник, и мы захотели разделить его с другими. В Студсовете, который организовывает все внеурочные мероприятия, велись дискуссии, что показать гостям - любителям театрального искусства. Что будет лучше - спектакль, день открытых дверей или чтецкий вечер? В спорах родилась идея сделать общими усилиями представление для детей. Ребёнок - самый честный и благодарный зритель. Организовать детский вечер поручили студентам второго курса, которым руководит заслуженная артистка РФ, актрисы Российского академического молодёжного театра (РАМТ) Нина Игоревна Дворжецкая.
Ребята постарались не просто прочитать стихи Юнны Мориц, Бориса Заходера, Веры Полозковой, Сергея Есенина, Зинаиды Александровой, а сделать это с идеей, с песнями, в формате спектакля».
И ребятам это удалось в полном объёме. С фантазией, энтузиазмом, энергией и эмоциями они создали мини чудо-спектакль, заставили зрителя сопереживать с ними, разделить их чувства и мысли. Режиссировали сами, без какого-либо вмешательства педагогов. Особенно понравилось ожившее стихотворение Сергея Михалкова «От кареты до ракеты» своей выдумкой и динамикой. Попробуй, изобрази карету и её открывающуюся и закрывающуюся дверь! Небольшой зал имени В. А. Гринер хлопал, охал и смеялся!
А их зрителями были прежде всего дети из Центра Поддержки Семьи и Детей Северного Административного Округа. Будущие артисты являются волонтерами проекта «Эстафета наставников», реализуемого при содействии «Фонда поддержки детей в трудной ситуации».
А если по-простому – дети из неблагополучных семей. Каждое воскресенье, единственный свободный от занятий и репетиций день недели, 13 студентов проводят полдня в Центре в районе Ховрино, чтобы дать ребятам возможность отвлечься от повседневных невзгод, раскрепоститься, найти себя, дать альтернативу их незавидной судьбе. «Щукинцы» в сотрудничестве с профессиональными актёрами Театра на Таганке ставят с ребятами спектакль по мотивам Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Премьера скоро состоится на сцене Театра на Таганке.
А после спектакля было братание, радость очередной встречи, признание и благодарность за подарок, за праздник, который продолжился на 2-м этаже музыкальным выступлением «Бурятской студии» 3 курса, которой руководит Людмила Сергеевна Ворошилова. Особенно запомнилась авторская песня «Брат и сестра» - мелодичная, трогательная, искренняя. Скромные буряты так и не раскрыли имя автора…
День театра завершился спектаклем «Таланты и поклонники» 4 -ого, Погразовского курса, которым нынче руководит заведующий кафедрой актерского мастерства Павел Евгеньевич Любимцев.
Я остался доволен. Не зря провёл время. Думаю, что мои ощущения разделили и другие зрители, которые пришли в этот день «Щуку».
Игорь Макурин
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: