globallookpress.com
Середина лета. В самом разгаре прием документов и сдача дополнительных экзаменов в ВУЗы. Абитуриенты волнуются, переживают, нервничают. Эмоции родителей зашкаливают. Но если знать не только о сложностях поступления, но и о том, как его облегчить, – то и переживать не придется.
Вступительные-2016
Многие выпускники выбирают университеты только сейчас. Зачастую «методом тыка». К счастью, в 2016 году у абитуриентов есть возможность поступать… одновременно в 5 ВУЗов. Причем в каждом из этих пяти можно выбрать сразу три специальности, по всем формам обучения. Шанс приобрести высшее образование увеличился в 15 раз!
Но, помимо плюсов, есть и существенные минусы. Увы, но за последние два года аккредитованных ВУЗов стало на 42% меньше. «Оптимизация» продолжается. Старейшие учебные заведения присоединяют к другим ВУЗам. Число бюджетных мест постоянно сокращается – как и количество коммерческих…
Сегодня на всех абитуриентов России – 506 тысяч бюджетных мест, 350 направлений и специальностей. А проходные баллы увеличиваются и увеличиваются – особенно в престижных ВУЗах. Проходной балл в МГИМО в прошлом году был 94,7, в МФТИ – 93,8, МГУ – 87,1. Однако в столице можно найти ВУЗы и с более демократичным проходным баллом – около 50. Например, в «Тимирязевке» он составил 59,9.
Выпускники техникумов и колледжей с этого года поступают в ВУЗы на общих основаниях – а раньше их зачисляли без экзаменов. Теперь предстоит сдавать все. И если ребята поступят, то будут зачислены только на первый курс, увы.
На многие специальности по-прежнему можно поступать по баллам ЕГЭ. Но некоторые ВУЗы и факультеты (и не только творческие) проводят дополнительные испытания. Сдавать экзамены придется и тем, кто поступает на специальности «педагогика», «медицина», «филология»… Добавочными экзаменами «осчастливлены» 64 специальности.
Проводить дополнительные экзамены по профильным предметам могут МГУ и СПбГУ, МГИМО и Московский государственный юридический университет имени Кутафина (МГЮА), два лингвистических университета – МГЛУ имени Мориса Тореза и Нижегородский государственный лингвистический университету имени Добролюбова. Получить желанное образование в ведущих вузах страны становится сложнее.
Проходной балл в этом году стал выше – но… чемпионам сделали поблажку. За аттестат с отличием, олимпиады, спортивные достижения абитуриенту добавляют по 10 баллов.
Впервые за многие годы школьный аттестат перестал быть просто формальностью. Его средний балл вновь важен для поступления.
«Спасательный круг» олимпиад
При желании, а главное – при наличии материальной возможности можно выбрать и коммерческую форму обучения. Но… год обучения в МГИМО в 2015 году стоил 520 тысяч рублей. Это самый дорогой ВУЗ страны. В других московских ВУЗах цена значительно меньше. В Православном Свято-Тихоновском университете в 2015 году студент платил всего 20 тысяч за год.
Требования ВУЗов, особенно московских, значительно выше школьных. Хорошо, если удастся нанять хорошего репетитора или выбрать «сильные» подготовительные курсы. Но большинству абитуриентов из регионов такое не по карману.
К счастью, есть школьные олимпиады – Всероссийская и региональные. Их победители и призеры становятся студентами профильных вузов и факультетов… без единого экзамена (разумеется, речь идет о бюджетных местах). Если же нет желания выбирать именно такую специальность, то можно засчитать диплом олимпиады как одно из испытаний. А остальное придется сдавать и добавлять баллами ЕГЭ.
Олимпиады проходят почти по всем школьным предметам. А в 2015 году появилась еще одна, новая, олимпиада для десятиклассников – Российская школа фармацевтов.
Появилась она благодаря инициативе питерского предпринимателя Александра Хромова.
«Очень приятно, что работодатель включился в сложнейшую работу по профориентации, – замечает первый проректор Санкт-Петербургской химфармакадемии Евгения Кириллова. – Александр Хромов пришел к нам сам». Ведь в фармацевтике, и не только в ней, ощущается отсутствие взаимодействия «ВУЗ – производство». И во время обучения, и после.
Всего 15 процентов
Олимпиады для школьников проводят давно. Много лет их победители поступают в ВУЗы вне конкурса. Но олимпиады по фармацевтике не было. Предмета «фармация» нет в образовательной программе. Как и предмета «профориентация». Школьные попытки направить учеников к будущей профессии – это больше теоретическое направление…
Поэтому около 70% выпускников выбирают профессию либо за компанию, либо по прихоти родителей, либо по близости ВУЗа к дому: чтобы не жить в общежитии или не ездить далеко с пересадками.
Благодаря этому 45% студентов даже не догадываются, чем будут заниматься потом… А 60% молодых специалистов жаждут поменять профессию уже после первого года работы, иногда – сразу после диплома. Оказывается, только отучившись в ВУЗе, они поняли, что выбрали профессию не по душе. Это даже хорошо, что поняли вовремя. Могло пройти много лет, и только тогда до человека бы «дошло» – нужно искать другую профессию, которая будет нравиться. Бывает, поиск себя длится полжизни.
Только 15 % будущих студентов выбирают профессию уже в школе – и не меняют своего выбора.
Исполняя обязанности… государства
В последние годы высшее образование понесло серьезные потери: слияние ВУЗов, «урезанное» финансирование. Количество бюджетных мест сокращено. «Контрактных» студентов тоже меньше. И у многих школьников, даже из обеспеченных семей, шансы на получение высшего образования «устремились к нулю».
Ниши, которые не может заполнить государство, взяли «под свое крыло» предприниматели. Те, которые осознают всю степень социальной ответственности. Те, которые понимают, что хорошие кадры – залог успеха. И если сейчас не обратить внимание на образование, то можно проиграть.
«В России дефицит провизоров и фармацевтов, – говорит Игорь Наркевич, ректор Санкт-Петербургской химфармакадемии. – В одном Питере около 900 вакансий. А спрос на фармацевтических специалистов был, есть и будет в ближайшие полвека или даже целое столетие. Фармацевтическая отрасль стремительно развивается, поэтому наблюдается острая нехватка специалистов в разных сегментах: торговле, производстве, исследованиях…».
И швец, и жнец…
Александр Хромов предложил ректору СПХФА проект фармацевтической олимпиады для школьников.
Подготовка кадров должна начинаться уже со школьной скамьи, считает Игорь Наркевич. В этом заинтересованы не только ВУЗы, но и работодатели. Именно в школе ребенку важно увидеть не только свою профессиональную, но и свою жизненную траекторию. Избежать ошибок, потери времени, а иногда и разочарования на грани депрессии.
Благодаря инициативе одного предпринимателя и одной академии три человека, три победителя конкурса (из Белгорода, Калининграда и Астрахани) получили шанс приобрести высшее образование… бесплатно. Если с баллами ЕГЭ будет все в порядке, ребята станут именными стипендиатами. Если же балл будет невысок – за все годы обучения заплатит предприятие. И самое главное – после диплома молодые специалисты принудительно «распределяться» к спонсору не будут. У них останется право выбора, «свобода волеизъявления».
«Конечно, 3 человека – это капля в море, и мы это понимаем, – размышляет Александр Хромов. – Но это первый год для нашего профориентационного проекта. Через 5 лет стипендиатов, будет уже 15. И я все же надеюсь, что эту инициативу подхватят наши коллеги – и петербуржские, и из других регионов. Если наш проект поддержат другие фармпредприятия, студентов-стипендиатов будет больше».
Конкурс «Российская школа фармацевтов» – пусть небольшой, но шанс приобрести профессию мечты…
Виват российским Учителям!
Министерство образования отнеслось поначалу скептически. Но потом все-таки поддержало инициативу «низов» – и разослало по школам страны информацию о «Российской школе фармацевтов» и материалы для подготовки к конкурсу, разработанные СПХФА (все они были переданы школам бесплатно). Минобр рекомендовал поучаствовать в проекте – но не обязывал.
Энтузиасты-учителя, Учителя – в полном смысле слова – с большой буквы, из 400 школ рискнули «вытащить кота из мешка». И не прогадали. Необычный, непривычный подход к олимпиаде – игра – заинтересовал и увлек многих.
Полторы тысячи школьников с радостью приняли участие в конкурсе. На Алтае, в Центральном округе, на юге, в других регионах и дети, и взрослые с интересом разгадывали вопросы викторины «Кто хочет стать фармацевтом?».
В сельских школах фармолимпиада проходила в клубах. Собирались абсолютно все жители. Болели за ребят, сами пытались ответить на вопросы… Равнодушным не остался никто.
Игра «Кто хочет стать фармацевтом?» увлекла даже педагогов. Оставаясь после уроков в учительских, они азартно погружались в поиски ответов ... Документальные фильмы: «Фармация. Твое будущее?» и «Таблетка. Как это сделано?» оказались и познавательными, и занимательными, и интересными.
Российская школа фармацевтов не стала занудной контрольной. А ведь химия – очень сложный и, что ни говори, иногда неинтересный предмет! Но при правильной подаче и ее можно превратить в праздник.
Школы просят продолжать конкурс – и не только для десятиклассников. Учителя и ученики очень хотят, чтобы олимпиада приняла и выпускников…
Наша «плохая» молодежь
Во все века умудренные жизненным опытом взрослые были недовольны своими детьми и внуками.
Начиная со времен Древнего Египта и Вавилона подрастающее поколение было притчей во языцех. Даже мудрейший Сократ считал свою, древнегреческую молодежь, дурно воспитанной.
И в наше время на школьников смотрят скептически. Поколение гаджетов! Ну чего с них брать…
Но если почитать, о чем это поколение думает и мечтает, то удивляешься глубине души детей.
Некоторые скажут – чего только не напишешь в сочинении на олимпиаде, чтобы получить хорошую оценку. Но всегда видно, когда написано искренне, а когда – «ради галочки».
Вот что писали первые участники «Российской школы фармацевтов»:
«Я хочу заниматься разработкой новых лекарств, которые могут помочь человечеству справиться с существующими ныне заболеваниями, предотвратить их повсеместное распространение, избавить больных людей от страданий, от смерти».
«Буду творить, созидать, конструировать свое будущее, свою жизнь и приносить пользу людям, своей стране!»
« Я понимаю, что мы в ответе не только «за тех, кого приручили», но и за будущее всей планеты».
«Именно фармация поможет нам выжить. Человечество давно бы уже погибло, если бы не лекарства. Для меня проблема неизлечимых болезней особенно важна. Вся женская линия моей семьи больна инсулинозависимым сахарным диабетом. Если бы я нашла лекарство, это бы сильно улучшило жизнь миллионов людей по всему миру. Я хочу этого. Хочу, чтобы жизнь людей с сахарным диабетом была нормальной».
Может, мысли и чувства иногда наивны, но они искренни. Молодежь значительно глубже и ответственней, чем многим кажется. Добрый ей путь!
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.