На фоне успехов поддерживающей Башара Асада коалиции в городе Алеппо в тени остается резко изменившаяся за последние дни обстановка в районе Пальмиры.
Мобильные отряды ИГИЛ (запрещен в РФ) утром 8 декабря начали массированное наступление на севере и востоке от Пальмиры. Позиции Сирийской арабской армии были атакованы шахид-мобилями в 10 км от древнего города. Джихадисты прорвали первую линию обороны у поселка Хувейсис и захватили 8 блокпостов САА. Во второй половине дня боевики ИГИЛ захватили Хувейсис.
Одновременно джихадисты захватили горную гряду Джазаль на юго-западе от Пальмиры и одноименный поселок, а также взяли под контроль деревню Каср Аль-Халабат на юге от Пальмиры. Атака в районе населенного пункта Арак была отбита. Однако, боевикам удалось овладеть нефтяным месторождением Аль-Махр.
К этому моменту стала ясна тактическая цель операции ИГИЛ – окружить сирийские войска в Пальмире и, перерезав трассу Хомс-Пальмира, лишить их снабжения.
По заявлениям джихадистов в ходе этой операции САА потеряла около 100 бойцов. Ещё 30 человек пропали без вести. Большая часть потерь пришлась на алавитское ополчение-шабиха.
Правительственные источники отрицают это и со своей стороны сообщают об уничтожении не менее 8 техничек (джипов с пулеметами) ИГИЛ.
Вечером 8 декабря министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что сирийская армия в очередной раз остановила «активные боевые действия» против боевиков в Алеппо, чтобы позволить мирным жителям покинуть город. Это заявление было сделано после встречи с Госсекретарем США Джоном Керри. Возможно, что приостановка военных действий в Алеппо была вызвана прежде всего необходимостью перебросить подкрепления к Пальмире.
Наступление джихадистов на Пальмиру не было неожиданным. Более того, оно явилось следствием тактической неграмотности и низкой боеспособности САА. Командование правительственной армии попыталось неделю назад отбить у боевиков ряд позиций вокруг Пальмиры, потерпело неудачу и джихадисты начали наступление «на плечах» беспорядочно отходящего противника.
Новый военный лидер джихадистов, бывший начальник ОМОНа МВД Таджикистана, полковник Гулмурод Халимов, известный также под прозвищем аль-Таджики, неоднократно проходил спецподготовку в тренировочных лагерях в США. Под его руководством боевики перешли к действиям в составе небольших мобильных групп численностью в 15-20 человек, нанося фланговые рассекающие удары по коммуникациям, умело применяя при этом для вскрытия обороны противника смертников на шахид-мобилях.
По боевикам стала работать сирийская и российская авиация. На авиабазу Т-4 были переброшены четыре российских ударных вертолета, сразу же брошенных в бой.
Наступление джихадистов было приостановлено, но на рассвете 9 декабря они снова начали наступление.
Под покровом утреннего тумана, из-за которого стало невозможным использовать против боевиков авиацию, в бой были брошены смертники, которые на заминированных бронетранспортерах пытались прорваться к позициям САА и ополчения-шабиха. Из семи атаковавших БТР пять было уничтожено прицельным огнем. Затем на штурм укреплений с трех сторон, при поддержке бронетехники и пулеметных техничек двинулась пехота. Боевики атаковали силами до 10 танков, семи БМП и 14 джипов с крупнокалиберными пулеметами. Прорваться в город тем не менее боевикам не удалось, а когда рассеялся туман, ВКС России и сирийская авиация нанесли удары по их позициям.
Основную опасность представляет наступление боевиков ИГИЛ с севера. На помощь сирийцам выдвинулись подкрепления из Хомса, но по некоторым данным это отряд САА попал в засаду и был полностью уничтожен. Другие источники сообщают, что подкрепление все же дошло до Пальмиры и стабилизировало обстановку.
На сегодняшний день Пальмира остается блокированной, трасса Хомс-Пальмира обстреливается джихадистами. Есть информация, что город покидает ополчение-шабиха, эвакуируются раненые, а российское командование покинуло город на вертолете.
Однако, для решающего штурма Пальмиры у джихадистов явно не хватает сил. В этих условиях из Ирака в Сирию к Пальмире переброшено 300 боевиков ИГИЛ. Одновременно к форпосту ИГИЛ на севере Сирии городу Эль-Баб, которому реально угрожает турецкое наступление, переброшено только 200 боевиков. Скорее всего это связано с тем, что наступление на Пальмиру является отвлекающим ударом, цель которого - отвлечь силы САА и ее союзников, штурмующие Алеппо.
Ситуация в Пальмире и ее окрестностях остается неопределенной. Если джихадисты смогут перебросить к городу новые подкрепления, то не исключен новый штурм, у которого будут шансы на успех. По-видимому, именно этой угрозой вызвана переброска в Сирию чеченского спецназа.
Боевые действия против ИГИЛ ведутся на протяжении всего времени присутствия российских вооруженных сил в Сирии по принципу - нос вытащишь, хвост увязнет. Это нельзя списать только на низкие боевые качества армии Башара Асада. Джихадисты показали свое умение противостоять армиям ведущих военных держав, они имеют эффективную разведку и действуют небольшими мобильными группами, командиры которых проявляют инициативу, что приветствуется военным командованием боевиков. До сих пор не найдено противоядия против наводящих ужас на сирийских военных смертников на шахид-мобилях. Возможно, единственным средством избавиться от этого исламистского вундерваффе является уничтожение тренировочных лагерей, где их готовят, но поиски таких учебных центров могут привести на территорию государств, с которыми РФ развивает успешные двухсторонние отношения, например, в части инвестиций в российский нефтегаз.
В силу вышесказанного российские военные в Сирии на обозримую перспективу остаются заложниками непреодолимых политических факторов, что выводит войну против ИГИЛ за рамки здравого смысла.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.