Великому русскому ученому Михаилу Ломоносову повезло. Мало того, что он был самоучкой, так ему еще и ЕГЭ не надо было сдавать. Так поверили, когда московский университет основывал.
Довольных государственным образованием в России нет давно. Наверное, с тех пор, как оно появилось. Иногда оно вызывало гордость у руководства страны. Когда по указанию сверху проводилась какая-нибудь реформа. Например, когда у Макаренко получилось перевоспитать беспризорников, и его схему внедряли по все школам без разбора. Или когда вдохновленные идеей равенства полов объединили мальчиков и девочек, или когда, уже в новое время, воодушевленные равенством культур восточной и западной Европы, объявили переход на европейскую систему образования с бакалавриатом и магистратурой и сегодняшней притчей во языцех – Единым Государственным Экзаменом.
ЕГЭ в России в этом году уже исполняется десять лет. Первые семь – пока новая система считалась экспериментом, а участвовали в нем только любители острых ощущений и назначенные подопытными – Минобраз и вышестоящие пребывали в состоянии близком к экстазу – вот оно, сейчас, введем новою систему, и будет счастье всем, никто не уйдет обиженным.
Ввели. Хотели как лучше.
Прошло три года. По количеству полученного безобразия превзошли результаты всех предыдущих экспериментов. Всего один вуз, набирая 709 студентов, за один раз принял на обучение 536 несуществующих абитуриентов.
Минобрнауки в лице его руководителя министра Андрея Фурсенко утверждает, что в произошедшем нет ничего критичного: «Гной выходит наружу».
Поскольку министр позволил себе употребить для описания ситуации медицинское понятие, а экстраординарный разлив соответствующей жидкости произошел в университете, готовящем будущих врачей, воспользуемся предложенной терминологией.
Оно, может, и так. Действительно прорвало абсцесс, долго развивавшийся внутри. Только дальше-то что? Гной – всего лишь показатель воспалительного процесса, происходящего в организме. При таком фурункуле медики рекомендуют оперативное вмешательство в сочетании с сильными антибиотиками. Или обезболивающее – если случай летальный.
А теперь вопрос. Угадайте, что выбрал Минобрнауки для нашего случая?
Оно представило на обсуждение проект приказа, который устанавливает новые правила проведения единого госэкзамена.
В документе, опубликованном на официальном сайте ведомства, перечислены все возможные нарушения (читай, виды гноя, вытекающие из организма): "умышленное искажение результатов ЕГЭ", "нарушение установленного порядка проведения ЕГЭ" и "разглашение информации ограниченного доступа, содержащейся в контрольно-измерительных материалах". Виновными в этих нарушениях могут быть как организаторы ЕГЭ, так и его участники, которые "несут ответственность в соответствии с законодательством". Для нарушителей министерство уже готовит проекты соответствующих поправок в уголовный и административный кодексы.
Да, вот еще. В каждой аудитории должно присутствовать не более 15 участников ЕГЭ, а на 15 участников ЕГЭ не должно приходиться более одного общественного наблюдателя (читай, санитара, следящего за процессом).
ЕГЭ, конечно, всего лишь подведение итогов одиннадцатилетнего процесса образования. Уж что получилось – то и получилось. Можно еще в назначенный день объявлять в стране ЧП, поднимать по тревоге войска и к каждому выпускнику, заполняющему бланк экзамена, приставлять по полицейскому. Эти, будем надеяться, мальчика с девочкой не перепутают.
Двоек и без этого – мало не кажется. Что, в общем, закономерно. Поскольку правила сдачи выпускного-вступительного экзамена никак не реформируют саму систему образования.
Закон можно менять сколько угодно. Ужесточать. Смягчать. Менять местами последовательность сдачи экзаменов. Рассаживать абитуриентов по одиночным камерам.
Мы же помним народную мудрость – закон, что дышло: как повернул, так и вышло. Это я к чему? Обойти правила, натаскать школьника при наличии денег всегда можно. И блат найти можно. И связи так или иначе помогут.
Бездари, конечно, прорвутся. Не сомневайтесь.
Другое дело, что какой-нибудь неподготовленный к ужасам борьбы за место под солнцем новоявленный Ломоносов под дулом автомата Калашникова забудет не только теорему Пифагора, автора «Войны и мира», но и собственное имя.
И мне почему-то упорно кажется, что Минобрнауки, опубликовав новые правила сдачи ЕГЭ, сам себе поставил двойку за реформу образования, поскольку расписался в полном незнании способов лечения давно развивающегося абсцесса.
Впрочем, я думаю, это к лучшему: может, уже пришло время нового Ломоносова, который сейчас сидит в своих Холмогорах и пишет гекзаметром эссе об особенностях склонения иностранных имен в русском языке. Чтобы младшим братьям было легче запоминать.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.