globallookpress.com
Вселенский патриархат решил отложить принятие окончательного решения по автокефалии Украинской православной церкви. Во всяком случае, тумоса (указа) пока нет. В Константинополе с 9 по 11 октября состоялся синод Вселенской церкви, где раздавались голоса, что сейчас не самое лучшее время для такого шага. И тем не менее процедура начата.
О возможной отсрочке принятия решения изданию Deutsche Welle еще накануне сообщил митрополит Австрийский Арсений. По его словам, Вселенский патриархат не желает «создавать новые проблемы, а с божьей помощью достичь решения мирным путем» и избежать раскола церквей. Именно поэтому Константинопольский патриарх Варфоломей I не торопится с изданием тумоса (указа).
Тем не менее Вселенский патрирх снял анафему с патриарха Киевского Филарета, которую наложила еще в 1997 году РПЦ за стремление к расколу. Второе решение еще более важное - признание незаконной анексии Московским патриархатом Киевского в 1686 году. Это означает, что процедура начата, но еще не завершена.
Таким образом у Русской православной церкви и патриарха Кирилла появилось некоторое время, чтобы предпринять какие-то шаги и погасить накал напряжения, который возник ранее. Поводом послужило намерение Константинопольского патриарха предоставить УПЦ автокефалию – самостоятельность.
В настоящее время на Украине существует несколько православных церквей – Украинская православная церковь в составе Московского патриархата, Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь. Признанной другими патриархатами является только РПЦ, а вот Киевский патриархат добивается автокефалии с момента распада СССР.
Вопрос о предоставлении автокефалии УПЦ Киевского патриархата возникает периодически и крайне политизирован. Все зависит от того, какие отношения в данный момент складываются между Москвой и Киевом. Во времена дружбы и сотрудничества он всегда уходил, как минимум, из информационного поля, политики старались не трогать эту тему и сохранять статус-кво.
Как только отношения между Украиной и Россией осложнялись, так тема автокефалии вновь возникала. Сейчас такие отношения – хуже некуда. Поэтому не удивительно, что Верховная Рада Украины в июне 2016 года направила Вселенскому патриарху прошение о предоставлении УПЦ Киевского патриархата автокефалии.
Константинопольский патриарх Варфоломей на протяжении этих двух лет не торопился принимать какое-либо решение. Оно и понятно, это грозило ссорой, а то и разрывом с крупнейшей и богатейшей православной церковью – РПЦ.
Ситуация начала меняться в 2018 году, во всяком случае возможные разногласия выплеснулись в общественное поле и стало очевидно, что между братскими церквами все не так гладко. Вначале появились сообщения, что на Афон, который всегда был особым местом для России, местные монахи не пускают некоторых представителей России, причем не только политиков.
Затем заметно обострились отношения между Грецией и Россией, связанные с обвинениями во вмешательстве в готовящийся референдум в Македонии по переименованию страны. Греция выслала из страны несколько россиян, которых заметили в оказании влияния на ситуацию. Реакция России была очень нервной и, по дипломатическим меркам, весьма грубой.
По всей видимости это оскорбило греческую сторону и сказалось на отношении к РПЦ, которая известна своими тесными связями с властями РФ. Это вылилось в череду отказов в греческой визе, самым громким был отказ во въезде для управделами РПЦ митрополиту Варсонофию в сентябре этого года.
Как рассказал тогда бывший пресс-секретарь РПЦ протоиерей Владимир Вигилянский, Греция давно уже не выдавала российским церковным деятелям долгосрочных виз, максимум на месяц, а обычно на неделю-две.
В самом конце августа состоялась встреча патриарха Кирилла и патриарха Варсонофия. Официально сообщалось, что они конструктивно обсудили церковные дела. Но поступала также информация, что разговор между двумя иерархами был довольно резким.
Похоже, так оно и было. Во всяком случае разногласия достигли своего пика в сентябре и Константинопольский патриархат направил на Украину двух своих экзархов архиепископа Памфилийского Даниила (США) и архиепископа Эдмонтонского Илариона (Канада) с тем, чтобы они подготовили предоставление автокефалии Киевским патриархатом.
Ответом стало решение Синода РПЦ 14 сентября – он фактически разорвал все отношения со Вселенским патриархатом. Было заявлено о выходе из всех структур, где председательствуют представители Константинополя, а имя самого Вселенского патриарха перестали поминать на богослужении в церквах.
Правда, тогда сообщалось, что РПЦ не разрывает всех отношений и они вполне могут вновь наладиться и нынешний пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков заявил, что евхаристическое общение между церквами не прерывается.
Но остается вопрос: как стало возможным такое обострение отношений между крупнейшими православными церквами? Думается здесь два основных обстоятельства.
РПЦ в последние десятилетия стала слишком активно участвовать в политике. В какой-то период ее деятельность стала ассоциироваться с деятельностью властей, а значит на нее переносится не только позитивное, но и отрицательное отношение, в том числе и мирового сообщества. Более того, сама церковь стала восприниматься как часть власти. Церковь всегда была над властью, ее задача была объединять все общество. Принятие одной стороны неизбежно ведет к потере морального права что-либо советовать и, уж тем более, диктовать другой.
Сообщения о стремлении к мирским благам и богатству, если и не выплеснулись в информационное поле, то думается, тоже не остались без внимания. Одним из самых главных грехов для священнослужителя в глазах других является стяжательство.
Все это неизбежно привело к падению морального авторитета и права, и РПЦ придется приложить немало усилий, чтобы возродить свой былой авторитет как за рубежом, так и внутри российского общества.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: