globallook
Исследования самого знаменитого шедевра Леонардо да Винчи, проведенные французскими физиками по заказу Музея Лувра, привели к ошеломляющим открытиям – инженер Паскаль Коттэ обнаружил под Джокондой другое лицо.
Француз Паскаль Котте – специалист по различным светотехникам, он изобрел несколько методов изучения старинной живописи с помощью направленных ярких пучков света. Свет разной частоты отражается от различных слоев краски и позволяет проникнуть в самую глубину картины, вплоть до холста. В результате применения к великому шедевру Леонардо нового метода Layer Amplification Method (LAM) Котте и его помощники из французской Академии Наук получили более 3 миллиардов бит информации и сотни различных снимков. Обработка этой огромной базы данных позволила реконструировать более ранние слои краски, нанесенные Леонардо на холст еще в 1503 году, когда он только начал писать знаменитый портрет. Под окончательным вариантом, который видят посетители Лувра, проявились еще три других лица, одно из которых довольно заметно отличается от привычной Джоконды.
Новая технология позволила выявить также тонкости техники «Сфумато», которой пользовался великий художник для достижения эффекта глубины и прозрачности. Эта техника восхищала современников Леонардо, но они никак не могли понять ее принцип, и подражания удавались с трудом – оказывается, да Винчи наносил очень тонкие слои более светлых красок на более темные, и глубина картины зрительно заметно увеличивалась.
Историк искусства Эндрю Грэхем-Диксон полагает, что исследователям удалось «проявить» настоящий портрет Лизы Герардини, или Лизы дель Джокондо, модели художника. Об этой женщине известно крайне мало – портрет Леонардо заказал торговец шелком, муж юной девушки, по случаю ее первой беременности. Леонардо в тот момент находился без работы, и взялся за простой заказ, хотя обычно весьма тщательно подходил к выбору модели – будучи гением в искусстве, в жизни он был довольно практичен и сознавал свой талант. Но Милан в тот момент только оправлялся от жестоких притеснений религиозного фанатика Савонаролы, и денег у людей было мало. Заказчик по какой-то причине так и не получил свой портрет – Леонардо писал его с 1503 года по 1517, и возил с собой в своих скитаниях по Европе. Не отдавать портреты было особенностью капризного художника, но Мона Лиза даже для него была чем-то исключительным – специалисты особо подчеркивают, что на портрете нет никаких признаков личности модели, деталей, которые бы указывали фамилию, конкретное семейство, его ремесло. В те времена было принято рисовать либо узнаваемый пейзаж, либо какой-либо предмет, так или иначе намекающий на конкретное имя. У Джоконды нет ничего – фантастический пейзаж, на фоне которого она сидит, простые одежды и загадочная улыбка пугали даже современников.
Открытия Котте разделили мир искусствоведов – одни, как Эндрю Грэхем-Диксон, полагают, что на раннем портрете изображена настоящая Лиза Герардини, юная жена, выданная замуж за достаточно пожилого, по меркам того времени, торговца шелком. Этот портрет выглядит гораздо юнее и женственнее. Сам Паскаль Котте и Мартин Кемп, профессор искусствоведения из Оксфорда, думают, что, возможно, первое лицо принадлежит другой даме – еще во время жизни художники ходили слухи о том, что он рисовал тайную любовницу Лоренцо Великолепного Медичи. Профессор Эмма Херменс из университета Глазго допускает, что Леонардо мог рисовать и одну и ту же женщину, просто за почти 15 лет она сильно изменилась, стала старше и мудрее, и перестала быть юной веселой девушкой – настоящая Лиза Герардини дель Джокондо родила пятерых детей и рано стала вдовой. Во всяком случае, даже современник Леонардо, художники Вазари, писал, что портрет не был окончен, но Леонардо с ним не расставался.
Исследуя слои краски, ученые нашли подтверждение ранее существовавшим объяснениям, почему картины Леонардо кажутся столь объемными и живыми, а улыбка столь загадочной – он рисовал своих моделей не в статике, а в движении, смещая каждую часть тела совсем чуть-чуть, незаметно для зрителя. Мона Лиза сидит вполоборота, руки ее лежат спокойно, а голова повернута и глаза смотрят прямо на зрителя – поза крайне непривычная для Средневековья, требовавшего от женщин скромности. Недаром некоторые исследователи вообще предполагают, что в Моне Лизе в конце концов Леонардо изобразил себя. Если внимательно рассматривать все картины великого художника, то в них неуловимо просматривается несомненное сходство – все они кого-то напоминают. Историки искусства полагают, что незаконнорожденный да Винчи, будучи рано отлученным от матери, красавицы крестьянки, сохранил на всю жизнь в душе ее образ и воплотил в своих ангелах и девах.
Необыкновенную живость картин Леонардо подтвердили и исследования с помощью компьютерных программ – выяснилось, что художник применял ту же технику, что сегодня используется для построения изображений 3D, просто Леонардо делал тысячи тончайших красочных мазков. Компьютерная Мона Лиза дышит, поворачивает голову, улыбается, но загадка ее остается неизменной.
Реставрацию Моны Лизы никто не решается произвести – настолько сложна ее красочная структура. Несмотря на пожелтевший от времени лак, постепенное потемнение полотна, никто не может заставить себя даже прикоснуться инструментом к чуду.
Завораживающая улыбка Моны Лизы никогда не будет разгадана – можно построить сколько угодно компьютерных моделей, но они никогда не смогут объяснить воистину божественного дара – человеческого гения.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.