Положение рук, головы, и главное, улыбка – рисунок углем из коллекции музея герцога Конде в замке Шантийи всколыхнул мировое сообщество искусствоведов. «Неужели это обнаженная Мона Лиза?» - такой вопрос взволновал исследователей.
Музей Конде в Шантийи имеет не совсем обычную историю – он расположен в замке, принадлежавшем Генриху Орлеанскому, герцогу Омальскому, сыну короля Луи-Филиппа I. В 1897 году герцог завещал замок Шантийи со всеми коллекциями, находящимися там, Институту Франции. Музей занимает помещения, которые прежде были большими и малыми апартаментами, устроенными в XVIII и XIX веках при принцах Конде и герцоге Омальском, и представляет собой одно из богатейших собраний французской и итальянской живописи во Франции. Условием завещания герцога был запрет на вывоз предметов коллекции из стен усадьбы и малейшее изменение ее состава. Поэтому исследования шедевров могли проводиться только в стенах усадьбы, что затрудняло искусствоведческий и химический анализ.
фото Domaine de Chantilly-Gérard Blot /Electa/Leemage/AFP
В кабинете рисунка хранится 1500 единиц, среди них и был обнаружен загадочный угольный набросок обнаженной женщины, весьма похожий на портрет Джоконды, знаменитый шедевр Леонардо да Винчи. В 1980-х годах музей и замок, из-за финансовых трудностей, привлекли спонсорскую помощь из США, и с 2005 года картины и рисунки стало возможным отправлять на реставрацию и исследование.
Портрет обнаженной дамы, поразительно похожей на Джоконду, был приобретен герцогом в Англии, во времена его ссылки. Он был потрясен рисунком и верил, что портрет принадлежал руке самого Леонардо – Генрих заплатил за «Обнаженную Джоконду» 7 тысяч франков, огромную сумму для 1862 года. В его времена установить подлинность рисунка было невозможно с такой степенью вероятности, как сегодня – просто не было столь совершенных технологий.
В настоящее время рисунок обнаженной дамы находится на исследовании и реставрации в лабораториях Музеев Франции, на попечении главного специалиста Бруно Моттена. «Обнаженную Джоконду» подвергли целой серии анализов – инфракрасной рефлектографии, просвечиванию рентгеновскими лучами, спектрографии в ультрафиолетовом излучении. Анализы позволяют выявить детали рисунка, которые не видны невооруженным глазом, рассказал Матье Дельдик, куратор музея Конде.
По предварительным выводам исследователей, портрет имеет отношение к Леонардо, но скорее всего, опосредованное. Анализ бумаги и угля подтвердил, что рисунок был создан в период между 1485 и 1538 годами, при жизни мастера, и весьма вероятно, одним из учеников гения. Потрет нарисован правой рукой – а Леонардо был левша. Исследователи продолжают искать следы левой руки – возможно, мастер мог внести свои исправления, но пока подтверждений этому нет.
По мнению Дельдика, рисунок был одним из многочисленных подготовительных набросков, сделанных в мастерской Леонардо перед написанием портрета. Тело, судя по его форме и особенностям мышц, принадлежало юноше – во времена Леонардо это было обычной практикой, работа женщины натурщицей обществом сурово осуждалась. К телу юноши был просто пририсован женский бюст. Аналогичные рисунки есть в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
В любом случае, рисунок является уникальным памятником истории живописи и истории создания знаменитого портрета. Он предстанет на выставке, посвященной великому мастеру, в 2019 году.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.