Недавно Жаир Болсенару — новоизбранный президент Бразилии наконец-то поведал о своем отношении к русским. «Бразильский Трамп», как его называют на родине, то ли в шутку, то ли всерьез заявил: «Одно мне в русских нравится, что они до сих пор сохнут по «Рабыне Изауре»! Но не нравится то, что они перестали закупать наши сериалы!»
Что ж, чем это не повод вспомнить о трогательном бразильском сериале, показ которого по Центральному телевидению начался тридцать лет назад. По тем временам это была невероятная экзотика из страны, о которой мы знали только, что там много диких обезьян , донов Педро в белых брюках, да еще немало футбольных звезд.
Страна рабов, страна господ
Тут самое время напомнить о времени, в котором происходило действие «Изауры». Бразилия в XIX веке походила на Россию: обе страны звались империями, а все их богатства основывались на рабском труде. Только участь бразильских невольников была в разы печальнее их российских собратьев — крепостных крестьян . Потомков насильно привезенных африканцев заставляли по семь дней в неделю и 12 часов в сутки возделывать кофе под тропическим солнцем. А их женщин превращали в секс-рабынь для своих хозяев. Причем даже рождение ребенка от хозяина или просто белого (как в случае с матерью Изауры) не приносило бедняжкам свободы. Любая женщина, будь в ней всего лишь четверть «черной крови», и выгляди она, как белая леди, по закону все равно оставалась вещью . И в реальной жизни дон Леонсио мог бы без проблем взяти силой рабыню Изауру, или отдать ее слугам, и ничего за это ему бы не было. ( Как тут не вспомнить, что в России хозяева не только отпускали крепостных на откуп, но и даже бывало сочетались браками со своими невольницами!)
В имперской Бразилии представить подобную картинку было просто невозможно, хотя по количеству мулатов она тогда была впереди планеты всей. Поэтому выход в те времена романа Бернарду Гимараенша «Рабыня Изаура» стал настоящим шоком для умеющих читать и думать бразильцев. Правда, хозяева тамошних кофейных и сахарных латифундий, где тогда трудилось более пяти миллионов невольников и невольниц, сразу встретили «Изауру» в штыки. Они даже попытались приговорить Гимараенша к вечной каторге за «подрыв общественной морали» . А когда ничего не вышло, то объявили писателя и его книгу вне закона на своих территориях.
Впрочем, для автора все завершилось благополучно: Гимараенш, который из осторожности до конца своих дней никогда не покидал Рио, был провозглашен классиком бразильской прозы, и избран в Национальную Академию. В какой-то мере повезло и прототипам его героев. В отличии от своего собрата — Александра II, избавившегося от крепостного права одним махом, бразильский император по имени… дон Педру выбрал эволюционный путь. Постепенно, шаг за шагом, к 1888-му году рабство в крупнейшей, и тогда, и сейчас, стране Латинской Америки было упразднено.
Если бы не Суслов?
Но вернемся во времена куда более близкие . В 1974-м году к столетию выхода в свет романа «Рабыня Изаура», главный поставщик «телемыла» концерн «Глобу» решил экранизировать «эпохалку» в виде сериала из рекордных для мирового ТВ той поры 100 эпизодов. А ведь в 70-е годы прошлого века среди телевизионщиков господствовало мнение , что зрители просто не способны ни физически, ни психически следить за картинами больше 20 серий. Столкнувшись с непониманием на рынке, бразильцы перестроились, и создали «экспортную версию» сериала — из «всего» 30 частей. И на нее сразу купились» около сотни стран, в том числе и все европейские соцстраны. Только с продажей в тогдашний СССР у бразильцев вышла промашка.
Согласно легенде, лично «дорогому» Леониду Ильичу Брежневу, и особенно его жене, первые пять серий «Изауры» понравились. Но в таком вопросе, как покупка зарубежного сериала, всегда последнее слово оставалось за главным партийным идеологом — Михаилом Андреевичем Суслов. А этот «сухарь» в вечных калошах решительно выступил против показа на ЦТ в год 60-летия Великого Октября сериала, где не было ни пролетариата, ни пропагандистов марксизма. Суслов объявил « Изауру» чуждой нам продукцией, и на все контакты с представителями бразильского телевидения наложил «табу», которое просуществовало долгие 11 лет. А в это время «Изаура» с невероятным успехом прошла в ортодоксальных Чехословакии, Кубе и Восточной Германии, не говоря уже о либеральных Югославии и Венгрии. Но потребовалась perestroika и glastnost в СССР, чтобы безобидная «мыльная опера» наконец-то дошла до зрителя СССР —как раз осенью 1988 года. Так Советский Союз стал последней из 126 стран мира, не устоявшей перед столь трогательной историей.
Изаура + Леонсио
Во время кастинга на главную женскую роль в «Изауре» было опробовано более пяти тысяч известных, и не очень актрис. Но, как это часто бывает на ТВ, в итоге выбрали человека совсем без опыта - 17-летнюю Луселию Сантуш, которая тогда была гимнасткой и страстно мечтала попасть на Олимпиаду — 76 в Монреале. Создатели сериала решили, что эта девушка, как никто, соответствует образу совсем невинной рабыни.
Из-за своей природной скромности Луселия в ту пору была действительно девственницей. Правда, вскоре перестала ею быть после того, как на съемках она познакомилась с красавцем Рубеном ди Фальку, выбранном на роль злодея Леонсио. Антиподы на съемках, вне их они превратились в страстных любовников, каждую свободную минуту уединявших в снятом доме неподалеку от студии «Глобу».
К счастью для телегурманов этот «странный» роман закончился сразу после проекта. Рубен вернулся к жене с детьми, а Луселия стала проповедовать свободную, без официальных уз, любовь. Правда, спустя десять лет после знаменитого проекта «Изаура» и «Леонсио» оказались на съемках еще одного сериала про рабов «Сеньорита», где по сюжету сыграли отца и дочь. И снова между ними снова вспыхнул «рабочий» роман, который, впрочем, потух еще быстрее, чем первый.
Бразилия, рабыне Изауре
Любопытно, что когда в конце восьмидесятых советские зрители узнали о «производственной связи» исполнителей главных ролей любимого сериала, они буквально завалили Луселию (так и писали по адресу «Бразилия, Рио, «рабыне Изауре», и все доходило! ) возмущенными письмами : «Как ты могла? С кем угодно, но только не с этим негодяем!»
Диковинный сериал пришел в СССР в разгар перестройки, заставив ненадолго позабыть о житейских проблемах. У единого еще народа было только одно на уме — успеть домой на показ новой серии «Изауры». Рейтинги трансляции были столь велики, что власти дали добро и выделили средства «телекнопкам» на покупку других телесериалов. И вскоре на смену «Изауре» пришли мексиканские «Никто кроме тебя» , «Богатые тоже плачут» и «Просто Мария», затем венесуэльские «Реванш» и «Замарашка», и , наконец, аргентинские «Страсти» и «Дикий Ангел» и много еще чего!
Все эти «мыльные оперы» заставляли миллионы зрительниц рыдать по вечерам , а их супругов наслаждаться роскошной природой и едва прикрытыми прелестями киноактрис. Они открыли нам мир страстной любви , жестоких предательств и хитроумных интриг без всяких там парткомов и идеологических характеристок. Многие историки до сих пор убеждены, что если бы вместо «Лебединого озера» во время августовского путча 1991 года Центральное телевидение начало бы показ очередного сериала с той же Луселией — Изаурой, на защиту Белого дома тогда вообще никто бы не пришел!
Эрнст — убийца Бразилии
Эпоха Изаур и «диких роз» у нас закончилась в середине «нулевых», когда смотрящий за первой кнопкой и большой эстет Константин Эрнст решил сделать ставку на отечественные сериалы. Ни копейки из дома! Но по чистому совпадение подавляющее большинство из них стали снимать на фирме , которая принадлежала Эрнсту и его компаньонам. И вместо трогательной и невинной любви на головы телезрителей хлынула масса либо дорогущего телеэстетства, либо низкопробной чернухи про ментов, проституток, новых буржуев и прочих фээсбешников.
В итоге россияне так и не смогли увидеть новую версию (150-серийную) «Рабыни Изауры» 2004 года. А старым фанатам, наверняка, было бы приятно увидеть того же Рубенша Фальку в роли отца Леонсио - коммандора , а Норму Блюм (прежнюю Мальвину) уже в качестве матери главного злодея.
Примечательно, что новую версию закупили во всей Европе и Азии , и везде она собирала огромные рейтинги. Создатели этого сериала долго ждали покупателей из России, но так и не дождались.
Второй раз в одну реку
Так почему же только что избранный президент Бразилии вспомнил о «Рабыне Изауре» и посетовал на прекращение Россией закупок бразильских сериалов? Да, потому, что профсоюз телевизионных актеров оказал во время предвыборной компании огромную поддержку Болсенару, чем сильно повысил его рейтинги. И вот теперь настало время победителя гонки платить по счетам!
Не секрет, что в девяностые годы — самый расцвет «изаурамании» Россия, несмотря на экономическое положение, все же находила деньги для оплаты «душевных теле-эликсиров» из Латинской Америки, поскольку на тогдашнем верху понимали всю важность латиноамериканских сериалов в деле успокоения народа. Хотя те 700 тысяч долларов, когда заплаченный Гостелерадио за показ «Рабыни» (если верить слухам) , сегодня покажутся просто мелочью на фоне псевдоисторического сериала «Годунов», каждый эпизод которого обошелся вроде как в рекордные 45 млн рублей.
С одной стороны, было бы неплохо (и даже очень вовремя!) по вечерам, вместо набивших оскомину осипших от ора политических и истерических бытовых ток-шоу снова начать нежиться в экзотическом «мыле». И страдать не по автокефалии в «братской» в недавнем прошлом стране, а по проискам, к примеру, доньи Люсии против несчастной сиротки Мариелены. Войти второй раз в ту же реку при нынешних реалиях, когда патриоты вообще бьются за запрет «иностранщины» на наших экранах, сегодня кажется чистой фантастикой, но так ли это? Отчего бы в сложный момент отечественной истории не попробовать вновь обратиться к проверенному рецепту латиноамериканской фабрики сладких грез?
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: