Фото: Оксаны Ушаковой
В последнее время российские туроператоры усердно рекламируют отдых в Марокко и Тунисе, как подходящую замену недружественной Турции и неспокойному Египту. Насколько адекватна такая замена, будет ли обеспечена в этих странах безопасность наших туристов?
Что касается Туниса, то не следует забывать, что именно с этой страны началась пресловутая «Арабская весна», в ходе которой произошли социальные волнения, переросшие в настоящую гражданскую войну на севере Африки, которая затем перекинулась и на Ближний Восток, где боевые действия сейчас в самом разгаре.
В Тунисе сейчас заняты серьезным делом - сооружают насыпь на границе с Ливией, чтобы обезопасить себя от атак боевиков ИГИЛ (запрещенной в России организации), которые за последние месяцы в большом количестве проникли в Ливию. В Ливии заключен союз между ИГИЛ и Аль Каидой для совместных военных действий против соседних стран. В том числе и против Туниса. На востоке страны не прекращаются столкновения сил безопасности Туниса с террористами. 7 марта боевики напали на приграничный город Бен-Гардан. Погибло 18 человек, но атаку удалось отбить. Российские тележурналисты побывали в самом центре событий и засняли эпизоды боевых действий.
Правительство Туниса не нашло иного способа защиты от атак боевиков, как соорудить двухсоткилометровую песчаную стену вдоль границы с Ливией. На стене предполагается установить системы видеонаблюдения и пограничные посты. Но как показывает практика, такая пассивная защита если и может помочь, то лишь до начала непосредственной экспансии ИГИЛ на территорию Туниса. Сейчас нарастает присутствие ИГИЛ в соседней Ливии, и пока обстановка складывается не в пользу его противников.
Остановят ли свирепых боевиков песчаные преграды и рвы, наполненные водой? Даже в Средневековье такие преграды не могли остановить захватчиков, а сейчас - тем более.
В прошлом году в Тунисе джихадисты устроили два теракта, погибли десятки туристов. Туристический сектор этой страны серьезно пострадал. Число желающих провести отпуск в этих местах резко снизилось.
Западные военные эксперты считают границу Туниса с Ливией плохо защищенной, что позволяет боевикам устраивать «неограниченное число терактов». https://russian.rt.com/article/152960
Конечно, средиземноморское побережье Туниса удалено от границы с Ливией, но разве это может стать препятствием для террористов?
После атаки смертников на сотрудников службы безопасности президента страны в ноябре прошлого года власти Туниса ввели режим чрезвычайного положения, которое недавно было продлено до 22 июня.
Российский МИД периодически рекомендует нашим туристам в Тунисе вести себя осторожней, не покидать курортных зон и избегать скоплений людей.
Что касается Марокко, то здесь обстановка иная. Террористы пока не добрались до границ королевства. Власти Марокко проводят жесткую линию на подавление любых социальных протестов, не пускают в страну делегации Евросоюза, где проявляют обеспокоенность по поводу возможных нарушений прав человека в этой североафриканской стране.
Однако, местное население, не в силах вынести тяготы экономического кризиса, который довольно серьезно затронул Марокко, стремится покинуть страну. В одной лишь Германии сейчас порядка восьми с половиной тысяч беженцев из Марокко. Число беженцев из этой страны постоянно растет.
Германия уже не в силах содержать мигрантов, поток которых не прекращается, и поэтому признала Марокко, Алжир и Тунис безопасными странами, и беженцев из этих государств будут возвращать обратно.
О внутренней обстановке в Марокко мало что известно, так как власти не способствуют деятельности иностранной прессы в стране, а свои СМИ не слишком откровенны по вполне понятным причинам.
Волна экспансии ИГИЛ если и достигнет когда-нибудь Марокко, то весьма нескоро, так как расширение сферы влияния ИГИЛ встречает все больший отпор. С этой точки зрения Марокко довольно безопасная страна. До тех пор, конечно, пока социальная обстановка в стране стабильна, хотя напряженность присутствует, как и во всех арабских странах.
Две недели назад по инициативе марокканской стороны состоялся телефонный разговор короля Марокко Мухаммеда VI с президентом России Владимиром Путиным. Скорее всего речь шла об увеличении туристического потока из России в Марокко, и военно-техническом сотрудничестве.
Марокканские власти намерены в шесть раз увеличить турпоток из Росси и скорее всего они этого добьются. Причина проста - по сравнению с другими арабскими странами Марокко действительно безопасная страна.
Но рекомендовать российским гражданам отдыхать как в Марокко, так и в любой другой арабской стране я все же не стану. Кровавые события арабской весны, как мы помним, начались внезапно. Ни один эксперт не прогнозировал этой вспышки насилия, охватившей целый ряд стран арабского мира.
Страны Магриба (Марокко, Алжир, Тунис) менее всего пострадали от гражданских волнений. Но это вовсе не означает, что социальные бури, которые всегда застигают врасплох как туристов, так и местные власти, ушли в прошлое. Террористы ИГИЛ вовсе не отказались от создания всемирного халифата, западным форпостом которого по замыслу исламистов должно стать именно Марокко, которое в XI веке было центром огромной исламской империи, включавшей территории Испании и Португалии.
В смутные времена отдыхать лучше всего у себя дома. Это и следует рекомендовать российским туристам, слишком уже увлекшихся красотами Средиземноморья.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.