globallookpress.com
Китайская национальная ядерная корпорация (China National Nuclear Corporation, CNNC) недавно объявила открытый конкурс на проект строительства атомного ледокола. Первый в стране атомоход построит одна из государственных верфей, сообщает Global Times. Интерес Китая к Арктике отмечен достаточно давно.
Китайцы начали изучение бассейна Арктики еще в 90-х годы, осуществив ряд арктических экспедиций. В начале 21-го века в КНР уже стали озвучивать амбициозные планы о присутствии Китая на Северном морском пути (СМП).
В докладе «Китай готовится к Арктике, свободной ото льда» Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), говорится, что Китай придает возрастающее значение последствиям таяния льдов в Северном Ледовитом океане в результате изменения климата, а следовательно, и перспективам свободной навигации в Арктике в летние месяцы.
«Перспективы свободной навигации в Арктике в летние месяцы, благодаря чему торговые пути станут короче и появится доступ к нетронутым энергоресурсам, подтолкнули китайское правительство выделить большие средства на исследование Арктики», - говорится в докладе.
В августе 2012 года китайское судно «Сюэлун» («Снежный дракон») впервые прошло по СМП, - от Чукотского до Баренцева моря, затем свернув в Норвежское море.
Это плавание «Снежного дракона» в Китае назвали «открытием морского пути из Азии в Европу». Экономические выгоды Китая при доставке товаров в Европу по СМП по сравнению с использованием традиционных торговых путей более чем очевидны: маршрут из Шанхая до Гамбурга через СМП, от Берингова пролива до Новой Земли, на 6400 км короче южного, через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Экономия времени достигает 20 суток. За счет этого экономия расходов на топливо может составить около $600 тыс. за один рейс.
Рассуждая об интересе Китая к Арктике, китайский адмирал Инь Чжо заявил, что «Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти», и что Китай должен участвовать в ее развитии, так как в КНР проживает одна пятая часть населения планеты.
«Снежный дракон» был первым китайским неатомным ледоколом. Это судно класса «Витус Беринг», построенное на Херсонском судостроительном заводе в 1993 году. «Снежный дракон» - не ледокол в классическом понимании, а судно-снабженец усиленного ледового класса. В 1992 году тогдашний заказчик судна-снабженца, Минобороны России, отказалось от оплаты его достройки и судно выкупил Китай, достроив его своими силами. Меньше чем через год «Снежный дракон» прошел ходовые испытания.
Эксплуатация «Снежного дракона» позволила Китаю начать подготовку собственных специалистов по ледокольному флоту. Если в 1990-е годы тренировки китайских ледовых экипажей осуществлялись под руководством украинских моряков, то сейчас Китай располагает большой командой грамотных специалистов и полностью готов к реализации собственных проектов по проводке судов через СМП.
Пекин планирует удвоить количество полярных экспедиций. С этой целью на китайских предприятиях с 2016 года строится ледокол «Снежный дракон 2». Судно будет сдано в эксплуатацию в 2019 году и станет первым самостоятельно построенным Китаем судном арктического класса.
В мае 2017 года министры иностранных дел Китая и России обсуждали проект «Полярного шелкового пути», который включает развитие инфраструктуры СМП, в частности модернизацию морских портов в Мурманске, Сабетте, Архангельске, Тикси и Уэлене.
Над созданием наземной инфраструктуры СМП Китай сотрудничает не только с Россией. Весной этого года КНР подписала с Финляднией договор о создании совместного исследовательского центра при Арктической космической обсерватории в Лапландии, который будет заниматься спутниковым мониторингом климатических изменений в Арктике и анализом возможностей навигации в водах Северного морского пути. В 2016 году Китай также построил в Швеции свою полярную наземную станцию управления спутниками дистанционного зондирования.
Постройка атомного ледокола сделает Китай вторым после России обладателем таких судов и придаст еще большую динамику китайским арктическим проектам. Если же Россия не сможет в ближайшей перспективе справиться со своими финансовыми трудностями, то Северный морской путь может оказаться водным аналогом наземных «территорий опережающего развития», ТОРов, на которых определяющую роль играет иноземный, а в данном случае китайский капитал.
Владимир Прохватилов, Президент Академии реальной политики, эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: