vpk.name
В экспертном сообществе довольно эмоционально обсудили недавнее сообщение агентства АР о намерении США разместить ракеты средней дальности в Европе. Кстати, Великобритания сразу же заявила о готовности разместить РСД на своей территории.
Реакция российских экспертов, повторюсь, была довольно эмоциональной. Говорили в связи этим даже о провоцировании американцами третьей мировой войны. Так ли это, если трезво и объективно оценить предполагаемое намерение наших стратегических оппонентов разместить свои ракеты, в том числе и ядерные, в Европе близ российских границ?
Дело в том, что такое намерение в любом случае будет реализовано. Причем, скорее всего, без ядерных боеголовок. Принятая США программа «Быстрого глобального удара» предусматривает развертывание вокруг России тысяч крылатых ракет нового типа на самых разных носителях. Это гиперзвуковые ракеты. Они пока что находятся в стадии разработки, но все имеющиеся проблемы не являются непреодолимыми. Причем уже в ближайшее время начнется производство ракет промежуточного типа, более простых по конструкции. Это так называемые высокоскоростные ракеты. Они не такие быстрые как гиперзвуковые, но это не имеет принципиального значения. Подлетное время до Москвы увеличится с 12 до 14 минут, всего лишь. И такие ракеты американцы могут производить уже сейчас. Чем они и собираются заняться.
Справка:
К концу 80-х годов прошлого века мировым монополистом в гиперзвуковых технологиях был советский Центральный аэрогидродинамический институт им. Профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). После развала СССР в течение 90-х годов эти технологии стали известны американцам, которые предприняли мощный рывок в этой области. Российские исследования по гиперзвуку в течение двадцати лет не велись.
В США одним из приоритетных направлений развития средств воздушного нападения является реализация в ближней перспективе программ создания высокоскоростных управляемых ракет (УР) большой дальности «для нанесения в кратчайшие сроки массированных, одиночно-избирательных ракетных ударов по наземным и морским критичным по времени целям» .
Под указанное определение прекрасно подходят объекты российских стратегических ядерных сил (СЯС).
В связи с этим наряду с разработкой гиперзвукового управляемого оружия (предполагаемого на среднесрочную и долгосрочную перспективу) ведутся исследования по созданию высокоскоростных сверхзвуковых УР (М=4-4,5), обладающих высокими тактическими свойствами, прежде всего, широкими возможностями маневра по высоте и скорости полета, а также эффективностью поражения.
Справка:
Число Маха (М) — отношение скорости летательного аппарата к скорости распространения звука — назван по имени австрийского учёного Эрнста Маха.
В частности, научно-исследовательский центр ВМС совместно с ВВС, управлением перспективных исследований министерства обороны США и НАСА в рамках демонстрационной программы RATTLRS (Revolutionary Approach To Time-Critical Long Range Strike) ведет работы в целях создания семейства высокоскоростных сверхзвуковых УР классов "воздух-земля" и "корабль-берег". Общими требованиями к этим средствам поражения заданы: максимальная скорость полета, соответствующая числам М>4; максимальная дальность стрельбы – не менее 900 км; возможность боевого применения с внешних подвесок «тактических» истребителей и внутренних отсеков вооружения стратегических бомбардировщиков, установок вертикального пуска надводных кораблей и подводных лодок, а также торпедных аппаратов последних.
Таким образом место относительно «медлительных» КРМБ «Томахок», включая их последнюю модификацию «Блок 4» («Тактический Томахок»), в морской ударной группировке в период после 2020-г. займут дешевые высокоскоростные сверхзвуковые УР (М=4-4,5), способные осуществлять полет к цели на сверхмалых высотах и на больших сверхзвуковых скоростях .
В случае, если дальность полета указанных ракет будет составлять порядка 1200-1500 км, российские пункты развертывания РВСН, расположенные в европейской части страны, станут потенциальными объектами для осуществления массированного «быстрого» контрсилового удара («экологически приемлемого») с морских платформ различного вида из прилегающих акваторий Черного, Балтийского и Баренцева морей.
Справка:
Морскими платформами для американских высокоскоростных УР должны стать суперэсмицы типа Zumwalt (DDG 1000) и литоральные боевые корабли(ЛБК) типов Freedom и Independence. Zumwalt – это покрытый кевларовой броней корабль с взрывостойким корпусом, построенным по технологии «Стелс». ЛБК – тримараны, предназначенные для плавания в прибрежных водах вблизи берегов стран - мишеней.
Именно разрабатываемые сверхзвуковые УР морского базирования являются самым опасным дестабилизирующим фактором, военно-технологической угрозой системе сдерживания.
Одновременно за рубежом (прежде всего в США) широким фронтом ведутся работы по развитию гиперзвуковых технологий с целью создания и принятия гиперзвукового ракетного оружия на вооружение в среднесрочной перспективе. Научно-технические программы США (ARRMD, HyStrike, Нурег-Х, HyTech, HyFly, IHPRPTP, Falcon и другие) направлены на отработку технологий создания принципиально новых боевых гиперзвуковых летательных аппаратов. Прежде всего, это гиперзвуковые ракеты с прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД). Опытные образцы гиперзвуковых ракет со скоростью полета, соответствующей числу Маха М=6-7, разрабатываемые по программе HyFly, с 2005 года проходят летные испытания. Ведется наземная стендовая отработка и в 2008 году начались летные испытания гиперзвуковой ракеты Х-51 с заявленной дальностью полета 1200 км. Создание таких средств значительно повысит эффективность тактических и стратегических ударных систем вооружения стран НАТО.
ВМС США прорабатывает проект высокоскоростной универсальной крылатой ракеты JSCM (Joint Supersonic Cruise Missile). Она должна иметь дальность порядка 900 км и максимальную скорость, соответствующую М=4,5-5.
Предполагается, что КР JSMC сможет запускаться с надводных кораблей, оборудованных универсальными вертикальными пусковыми установками Мк 41. Кроме того, ее носителями могут являться многоцелевые палубные истребители типа F/A-18E/F и F-35A/B (в авиационном варианте ракета рассматривается как замена дозвуковой КР SLAM-ER).
Таким образом, министерство обороны США активно реализует программу оснащения вооруженных сил качественно новыми ударными средствами воздушного нападения. Эти управляемые ракеты, способные выполнять полет с крейсерскими скоростями более 5800 км/ч на высотах более 20 км, будут обладать малой зависимостью от метеоусловий и времени суток, высокими боевой устойчивостью от перехвата современными и перспективными средствами ПВО, поражающей способностью проникающих (бронебойных) боевых частей, а также универсальностью по носителям.
Интеграция технологий гиперзвуковых УР «воздух-земля» с разрабатываемыми тактическими авиационными системами нового поколения, отличающимися сверхзвуковой скоростью полета, универсальностью базирования (морское, наземное, в том числе и с неподготовленных площадок), малой заметностью, большим радиусом действия и боевой нагрузкой, в частности с такими как перспективные тактические истребители F-22 и F-35, позволит США создать в тактическом звене своих ВС эффективную и, главное, не подпадающую под договорные ограничения контрсиловую компоненту. Новые системы вооружения будут способны не только эффективно поражать объекты СЯС России в так называемый «безъядерный период» ведения боевых действий (на «нижних» ступенях эскалации военного конфликта), но будут представлять собой «тактическую» группировку, способную к нанесению внезапного контрсилового и «обезглавливающего» удара по объектам Российских СЯС и органам управления.
Ведущиеся в США работы в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), особенно "БПЛА тяжелого типа", будут иметь в среднесрочном и долгосрочном плане большой дестабилизирующий эффект и представлять собой одну из серьезных военно-технологических угроз системе стратегической стабильности. Ударные БПЛА вскоре по своему боевому потенциалу могут сравняться с уже существующими оперативно-тактическими и стратегическими авиационными и ракетными системами.
Бортовая аппаратура БПЛА будет сама распознавать атакуемую цель и даже выбирать ее из компактной группы объектов. Практически речь идет о кибербомбардировщике, способном автономно выполнять свою задачу.
Летающий беспилотный робот фирмы «Boeing» Х-45 ("Х" по принятой в США терминологии означает экспериментальный вариант) должен нести разнообразные варианты бомбовой нагрузки, основу ударного вооружения составят две 450-кг бомбы GBU-32 JDAM, наводимые на цели по сигналам спутниковой навигационной системы НАВСТАР. Для обеспечения высокоточного поражения большого количества наземных объектов по программе SDB (Small Diameter Bomb) разрабатываются компактные боеприпасы малого диаметра и весом менее 113 кг, которые будут направляться на цель с помощью автономной подсистемы атаки.
БПЛА Х-45 можно длительное время хранить (до 10 лет без обслуживания) и перевозить по воздуху в специальных контейнерах. Транспортный самолет С-5 способен взять на борт до 12 таких контейнеров, что обеспечивает быструю доставку и развертывание целой эскадрильи боевых беспилотных средств практически на любом ТВД. Срок эксплуатации одного Х-45 - 25 лет.
Анализ возможностей США, проведенный экспертами Академии военных наук, позволяет сделать вывод, что к 2020 году они могут иметь высокоточные непилотируемые средства поражения (главным образом воздушного и морского базирования) в таком количестве, которого вполне хватит для проведения в течение 60 суток непрерывной бесконтактной стратегической воздушно-космической операции против сильного в военном отношении государства в любом регионе планеты.
В обозримом будущем тяжелым БПЛА будет по силам доставлять в любые районы мира системы обнаружения старта и полета баллистических ракет, а также гиперзвуковые противоракеты воздушного базирования.
Фактически уже сейчас мы стоим, а может, и переступили порог новой гонки вооружений.
Технологии БПЛА, сопряженные с новыми управляемыми авиационными средствами поражения, разрабатываемыми в США, существенно повысят их контрсиловой потенциал, сосредоточенный в «нестратегической» авиационной компоненте военно-воздушных сил.
При оснащении БЛА боеприпасами, разрабатываемыми в рамках программы "Доминатор", способными самостоятельно обнаруживать, распознавать и наводиться на различные цели, расположенные на значительной площади, появляется возможность эффективного поражения даже российских подвижных ракетных комплексов в так называемый «безъядерный» период ведения боевых действий.
Развитие нового класса вооружений - БПЛА - проходит безо всяких ограничений (или самоограничений) и пока с подавляющим преимуществом одного государства – США. При этом разрабатываемые в США БПЛА фактически не вписываются в условия советско-американских договоров об ограничении наступательных вооружений, особенно РСМД. Однако, США это мало заботит. Выход был найден в толковании терминологии, т.е. в формальном отделении крылатых ракет, ограничиваемых по РСМД, от БПЛА, на которые никакие международные ограничения до сих пор не распространяются, а, значит, и все претензии и жалобы на их фактически бесконтрольное развертывание юридически не обоснованы.
Если события и дальше будут развиваться этим путем, то для России это будет означать нарушение стратегического паритета, а для Китая это на длительное время обнулит его стратегический ракетно-ядерный потенциал.
Не менее опасно и оснащение американских БПЛА противоракетами. Такая противоракетная система, построенная по сетевому принципу, будет способна эффективно блокировать пуски российских БРПЛ, а также создать за время «безъядерного периода» ведения боевых действий блокирующую «противоракетную сеть» над российскими пунктами размещения РВСН. Для России это еще более опасно, чем так называемый третий позиционный район ПРО в Европе.
Возвращаясь к оценке американских угроз о размещении ракет средней дальности в Европе и учитывая все вышесказанное по поводу новых ракетных и авиационных технологий, можно сделать вывод, что США пытаются достичь подавляющего военно-стратегического преимущества над Россией за счет развития новейших военных технологий, маскируя это чередой «ложных мишеней», призванных отвлечь общественное и экспертное мнение.
Не факт, что все эти планы американских военных сбудутся. Уже сейчас сокращаются программы по строительству суперэсминцев по причине бюджетной недостаточности. Стало ясно, что литоральные боевые корабли себя не оправдывают, хотя расположив уже построенные ЛБК с высокоскоростными ракетами в норвежских фьордах, американцы создадут нам серьезную головную боль. Самолет F-35 также кажется слишком дорогим для американских конгрессменов.
Одним словом, желания американских военных и ВПК существенно расходятся с финансовыми возможностями США. Это дает нам возможность подготовить им достойный ответ.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики(Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.