Продолжаем обзор мартовских ТВ-сериалов Игоря Волкова. Сегодня речь пойдет о пресловутой "Мурке", "Охоте на дьявола" и не совсем вразумительном "Волчьем солнце", которое явно выпадает из нынешнего тренда на фильм с претензией на историчность и достоверность.
Крымская Мурка
Спустя 10 лет после триумфа сериала «Ликвидация» на канале «Россия» «Первый», наконец, выдал свою одесскую «ответку» - сериал о грозе одесских бандитов первых лет Советской власти — легендарной «Мурке», созданный самим Джанником Файзиевым («Турецкий гамбит») по мотивам культовой в определенных кругах песни «Здравствуй, моя Мурка!»
По понятным причинам, фильм, прославляющий чекистов с Пореченковым в главной роли, вместо Одессы пришлось снимать в Крыму, и это сразу сказалось на качестве его декораций. Не меньше озадачил выбор малоизвестной актрисы Марии Луговой на главную роль. Хотя то, что актрису детского театра во время кастинга предпочли другим раскрученным звездам, объяснялось еще и полной неосведомленностью историков о том, как выглядела знаменитая «ликвидаторша». Ведь единственным свидетельством существования Мурки осталась учетная карточка капитана запаса Марии Прокофьевны Климовой из архива МВД, явно заполненная наспех, чуть ли не на коленке, датируемая 1952-м годом и без обязательной для того времени фотографии.
Рождение легенды
К весне 1921-го года главный южный порт Советской России — Одесса практически перешел под контроль осевшего там с Гражданской войны криминалитета. Мириться с этим долго Москва, разумеется, не могла, поэтому и отправила на борьбу с урками — спецгруппу киллеров из секретного отдела Главного политического управления РСФСР (бывшего ВЧК). Чекисты подошли к делу с привычной для них решительностью и беспощадностью. Для операции было отобрано 12 бойцов с опытом ликвидаций в тылу у «белых». И главной ударной силой отряда стала некая Мария Климова, которую в состав отряда включили по личному указанию «Железного Феликса». По задумке организаторов акции, Мария вместе со своей «бригадой» должна была изображать гастролеров» из «Ростова-папы», решивших поживиться в «Одессе-маме». По ходу дела, Климовой, называвшей себя «Муркой», начальство задачу еще и усложнило, поручив вычислить таинственного «Бриллианта» — главаря одесского преступного мира. Войти к нему в доверие в любом виде и разложить банду изнутри. А если не получится, то просто ликвидировать его при первой удобной возможности. Со своим заданием «Мурка» справилась блестяще, собственноручно прикончив, как говорят легенды, более сотни бандитов. После чего до самого прихода немцев и румын в 1941-м криминальная Одесса больше не поднималась с колен.
Кто вы, товарищ Климова?
Как вы понимаете, «Железный Феликс» не стал бы привлекать к такой операции рядовую сотрудницу. Все поведение и повадки «Мурки» указывали в ней профессиональную киллершу с многолетним опытом. Некоторые историки Гражданской войны полагают, что под псевдонимом «Мария Климова» скрывалась легендарная «черная медсестра», на счету которой в те годы оказалась ликвидация лучших военачальников «белых» — генералов Дроздовского, Мамантова и Май-Маевского.
Понятно, что особа с такими темными талантами привлекалась только к особо сложным операциям с санкцией самого высокого руководства. И операция в Одессе была из их числа. Этим объясняется тот факт, что после ее завершения «Мурка» сразу же исчезла. Видимо, получив от руководства ГПУ новое сверхсекретное задание.
Так что в памяти о той жутковатой операции осталось только та самая песня, которую сочинил бывший «красный латыш» Оскар Строк на стихи очевидца тех событий Якова Ядова. В первую половину существования СССР «Мурка» была очень популярной песней, которая обрастала народными вставками. Известно не менее десятка вариантов шлягера, посвященных таким событиям, как смерть «Железного Феликса», крах Троцкого, расстрел Тухачевского и даже... спасение челюскинцев со льдины!
Клофелинчика не желаете?
Конечно, когда за историческое действо берется такой художник, как Файзиев, то исторических несообразностей появляется пруд-пруди. Будь то «Турецкий гамбит» или «Мурка». В последней, например, появилась начальница одесской уголовки Соня Гепнер в исполнении Алены Бабенко, которую все за глаза называли по аналогии с легендарной воровкой «Сонька-Золотая ножка». В реальной жизни Гепнер на тот момент (весна 1921 года) было всего 15 лет, а свою знаменитую кличку она заработала в конце тридцатых годов, став лучшим дознавателем Ленинградского управления НКВД. Уж больно мастерски била врагов народа и их попутчиков сапогами по причинному месту!
Еще один очевидный ляп в «Мурке» — чисто медицинский. Перед последним заданием главная героиня решает усыпить своего возлюбленного, чтобы спасти от ареста, и покупает у мальчика-торговца пакетик «клофелина». Но «лучшего друга всех воров и проституток» изобрели лишь спустя сорок лет, не говоря уже о том, что при такой пропорции дурмана (чайная ложка на рюмку коньяка) «Бриллиант» вряд ли бы пришел в себя!
Охота на трансвестита
Даже «четвертая кнопка» (канал НТВ), и та не удержалась от моды на историю, и разразилась 16-серийной «Охотой на дьявола». О том, как в «славном» 1937-м году НКВД, СС, британская и финская разведки при участии заезжего японского самурая сошлись в захолустном Хельсинки в битве за «Лучи смерти» профессора Филиппова. Этот ученый действительно когда-то существовал, пописывал статейки о «невидимых лучах», пока не умер при странных обстоятельствах еще в 1903-м году. С той поры о его изысканиях вспоминал «красный граф» Алексей Толстой, сделав Филиппова прообразом героя своего романа «Гиперболоид инженера Гарина».
А несколько лет назад «лучи смерти» заинтересовали все того же Джанника Файзиева и его команду. Их коллективный разум выдал на гора историю с давно уже не игравшим в блокбастерах Сергеем Безруковым в главной роли. На этот раз специалист по классикам сыграл бывшего российского контрразведчика, затеявшую игру с НКВД, маскируясь под видом женщины по имени Роза. Трансвеститу поневоле удается привлечь внимание начальника Специального отдела НКВД — Глеба Бокия. Был в органах той поры такой субъект, странный даже на фоне остальных рыцарей революции «с горячими сердцами, чистыми руками и холодными головами». Бокий, которого когда-то Юлиан Семенов сделал первым наставником будущего Штирлица, был убежден, что построить коммунизм на всей планете возможно будет только, когда чекисты найдут вход в таинственную страну Шамбала, что скрывается где-то в Тибете, которую и он сам искал неустанно. А в свободное от поисков время Глеб Иванович курировал изготовление ядов против врагов Советской власти. Между прочим, в реальной жизни чекист был человеком болезненным, страдавшим со времен каторги чахоткой, поэтому совсем не был похож на розовощекого лысоватого крепыша Евгения Стычкина, который его сыграл.
Не меньший облом приключился у создателей сериала с образом легендарного Отто Скорцени. Спору нет, питерский актер Евгений Карпов оказался, как две капли похож на знаменитого диверсанта, правда, сильно постаревшего (на момент показанных событий легендарному Скорцени не было и тридцати). И работал он не в штабе СС, а в тогда еще нейтральной Австрии, готовя ее воссоединение с «исторической родиной», иными словами - «аншлюс».
Так уж получилось, что прошедшим мартом одновременно состоялись премьеры двух работ Файзиева - «Мурки» на «Первом» и «Охота на дьявола» по НТВ. Дело доходило до курьеза: в тот момент, когда молодая чекистка Климова расставалась с невинностью в объятьях красавца «Бриллианта», другая сотрудница органов, но с тем же лицом, хладнокровно уничтожала германского шпиона «Генделя» и начальника Спецшколы НКВД Маковского, виновного в гибели ее родителей. А уж когда дважды чекистка — актриса Мария Луговая появилась в компании с Файзиевым на «Вечернем Урганте», всем стало ясно, что у знаменитого режиссера появилась новая муза.
(Продолжение следует)
Первая часть обзора - здесь.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.