В конгрессе США задумались над возобновлением производства истребителя F-22 «Раптор». Американским ВВС дано задание от профильного подкомитета конгресса провести анализ расходов, связанных с возобновлением производства этих многоцелевых истребителей пятого поколения, производство которых было остановлено в 2011 году, пишет издание Defense News.
Конгрессмены считают необходимым произвести и поставить в армию еще 194 «Раптора» в дополнение к уже имеющимся на вооружении 187.
Первоначально предполагалось произвести 749 «Рапторов», который называли самым дорогим истребителем в истории. Но затем, из-за урезания военного бюджета, программа их производства было сокращена. Сегодня ситуация и настроения конгрессменов изменились, пишет издание. В свете опасений, что США утратят технологическое превосходство над Россией и Китаем, принято решение возобновить производство F-22.
Решение конгресса вызвано, скорее всего, тем, что разрекламированный многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 до сих пор не может начать нормальную эксплуатацию из-за огромного количества конструктивных дефектов.
F-35 задумывался как упрощенный (а значит и более дешевый) F-22. При этом он должен был иметь также и вертикальный взлет и посадку, чтобы использоваться в качестве палубного истребителя на американских и английских авианосцах.
Сразу же стало ясно, что с удешевлением ничего не получится. Новый самолет стоит дороже, чем золотой слиток того же веса. С упрощением тоже «не сложилось»: F-35 является значительно более сложным изделием, чем F-22, и начинен в несколько раз большим количеством автоматизированных систем, объем программ управления которыми почти в пять раз превосходит аналогичные показатели «Раптора».
Несмотря на сверхмощный двигатель (в два раза мощней, чем на европейском «Тайфуне») у новой машины невысокая тяговооруженность: при взлетном весе в 22,45 тонны номинальная тяга самолета составляет всего лишь 19,05 тонны. Для истребителя 5-го поколения этот показатель должен быть гораздо выше.
Насыщение сложнейшей авионикой новых истребителей в принципе можно объяснить стремлением поднять технологический уровень рынка вооружений, чтобы оторваться от конкурентов и стать монополистами в производстве истребителей 5-го поколения. При этом, разработка F-35 преследовала и еще одну цель: создание единой платформы самолета пятого поколения для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты.
Уже написано море критических статей и высказано множество критических мнений о проявившихся недостатках и недоработках F-35.
Контрольно-финансовое управление Конгресса США уже давно в своих ежегодных отчетах дает негативную оценку попыткам Пентагона создать истребитель 5-го поколения. И вот теперь конгресс фактически поставил жирный крест на проекте универсального истребителя F-35.
Не вызывает сомнения, что это решение было принято по результатам действий российских ВКС в Сирии. Сирийская кампания показала, что отечественная авиация находится на весьма высоком уровне по соотношению «цена-качество», и что в гибридных войнах XXI-го века применение сверхсложных и безумно дорогих американских самолетов по меньшей мере сомнительно, и уж безусловно накладно.
Однако, реанимация производства F-22 вовсе не означает одновременного прекращения выпуска F-35. И в этом плане продуктивно все же понять, в чем системная ошибка его создателей. Мелкие недоработки будут, безусловно, устранены, и этот самолет поступит на вооружение ВВС США и будет экспортироваться их союзникам. А вот принципиальный просчет пока не выявлен. Хотя, возможно, о нем просто не говорят вслух.
Все дело в том, что F35 - это копия советского палубного истребителя Як-141. Если взглянуть на них сверху и сбоку, то они схожи, как близнецы.
Факт сотрудничества КБ Яковлева и «Локхид Мартин» ни для кого не секрет:
«F-35B (модификация F-35 с ВВП) очень близок к Як-141 по конструкции и компоновке. Здесь также применена комбинированная силовая установка (1 ПМД + 1 подъёмный вентилятор), отсек с подъёмным вентилятором (он выполняет ту же функцию, что и ПД на «Яке») также размещён за кабиной пилота, а сопло подъёмно-маршевого двигателя также охвачено хвостовыми балками, хотя их длина меньше. Конструкция сопла ПМД так и вовсе использует идею, впервые воплощённую в Р79В-300 (вращающиеся в противоположных направлениях сегменты). Так получилось, потому что в середине 1990-х компания-разработчик F-35, Lockheed Martin, короткое время сотрудничала с ОКБ Яковлева. По некоторым данным, в 1995 году яковлевцы с разрешения правительства России продали американцам всю документацию по Як-38 и Як-141».
Таким образом, американские инженеры, вместо того, чтобы разработать собственный концепт единой платформы истребителя пятого поколения, генетически связанный с предыдущими технологическими решениями, просто слизали советскую разработку, причем не только двигатель, но и аэродинамическую схему.
Американцы обратили внимание именно на советский истребитель, так как он превосходил по своим возможностям как английские «Харриеры», так и опытные образцы французских «Миражей» аналогичного типа.
Испытания ЯК-141, на опытных экземплярах которого было установлено несколько мировых рекордов, были прерваны из-за аварии, когда при посадке на ТАКР «Адмирал Горшков» была превышена допустимая скорость снижения. Самолет в серию не пошел, и зарубежных заказов на него не поступило. Видимо, поэтому его и «продали» американцам. Тем более, что наши военные отказались от использования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. Ряд экспертов считает, что ахиллесовой пятой Як-141 стало решение Минобороны СССР сделать этот самолет многоцелевым. То есть соединить в одной конструкции истребитель, бомбардировщик и штурмовик, да еще с вертикальным взлетом и посадкой. Та же самая задумка была и у создателей F-35. Мировой опыт разработок боевой техники показывает, что универсализм, будучи применен не в меру, может привести к снижению надежности и ухудшению ТТХ. Что и вышло в случае с F-35.
Научно-производственные школы в оборонной промышленности складываются десятилетиями. Считается, что для становления конкурентоспособной команды разработчиков в ВПК нужно по меньшей мере три поколения конструкторов и ученых.
Поэтому даже купленная или украденная шпионами инновация иногда просто не может вписаться в существующую собственную конструкцию из-за технологической несовместимости с системами «родного» изделия.
Преемственность поколений научной школы разработчиков и конкуренция с другими КБ - вот основа успеха в создании передовой военной техники. Инженеры «Локхид Мартин» в условиях практически полного монополизма некритично скопировали не доведенную до ума советскую разработку и в итоге, потратив огромные деньги, оказались у разбитого корыта.
Некоторое, вполне понятное злорадство, по поводу неудачи наших стратегических оппонентов, не должно заслонять наши собственные проблемы. В частности не преодоленную пока что монополию КБ «Сухой», специализирующегося только по тяжелым истребителям, хотя нашим ВКС необходимы и легкие фронтовые истребители корпорации «МиГ», которую руководство ОАК, как бы следуя «заветам» Михаила Погосяна, непозволительно долго держит в «черном теле».
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.