Руководство Объедиеннной авиастроительной корпорации (ОАК) вновь напомнило прессе о своих амбициозных планах создания истребителя шестого поколения. Российский истребитель шестого поколения будет гиперзвуковым, а его первый полет намечен до 2025 года. Об этом сообщил в ТАСС глава дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов.
Опытный образец по словам Михайлова поднимется в воздух «не позднее чем через два-три года после 2020-го», - так витиевато он определил сроки завершения разработки.
Облик перспективного истребителя «Мейд ин ОАК» уже определен. Скорость самолета «будет достигать нескольких Махов, он будет одноместным, сверхманевренным, многофункциональным и построен из композитных материалов по технологии стелс». При этом истребитель можно будет использовать как беспилотник. На его вооружении будут гиперзвуковые ракеты дальнего действия. В настоящее время в ОАК ведутся научно-исследовательские работы, в том числе техническое проектирование.
В марте главком ВКС России Виктор Бондарев рассказал прессе о разработках истребителя не только шестого, но даже седьмого поколения.
Я уже писал, что вся эта терминологическая иерархия представляет собой ни что иное как лоббистский мем, придуманный американцами для более успешного бюджетирования своих разработок. Тот же смысл имеют и «опережающие время» заявления отечественных авиастроителей о своих намерениях и возможностях конструирования «того не знаю чего», но непременно лучшего в мире.
На самом деле даже американские истребители пятого поколения F-22 и F-35 не превосходят своих конкурентов, в том числе и российские боевые самолеты, по всем ТТХ. Российский МиГ-31 летает быстрее их, потому что он перехватчик. Семейство сверхманевренных истребителей «Су» превосходит их в «догфайте» (ближнем воздушном бою). Новейшие американские истребители - чемпионы только в радиолокационной малозаметности и продвинутой авионике. А если принять во внимание, что для российских ЗРК С-400 и С-500 эти истребители вполне и даже легко обнаружимы, то остается только превосходство в бортовом электронном оснащении. И, безусловно, недостижимые рекорды по освоению бюджетных средств.
Нынешний уровень науки и техники не позволяет совместить в одном флаконе, то бишь в самолете, такие качества как сверхманевренность и малозаметность. Технологии стелс ухудшают аэродинамическую схему до уровня «летающего чемодана с ручкой». Апофеозом таких технологий был печально известный американский стелс-штурмовик F-117 «Ночной ястреб», получивший говорящее прозвище «Хромой гоблин». Он оказался настоящей летающей проблемой и был быстро снят с вооружения.
На сегодняшний момент в мировом авиапроме выделяются два направления в создании истребителей. Совершенствование традиционных ТТХ, которые обозначены в формуле Покрышкина: «высота – скорость – маневр – огонь». Российские разработчики идут этим путем. Хотя, на мой взгляд, слишком далеко. Сверхманевренность не должна быть самоцелью. Боевой истребитель должен быть адаптирован к условиям конкретных боевых действий, а не служить демонстратором трюков на авиашоу. Способность совершать немыслимые маневры, приводящие в восторг зрителей, приводит к лишнему весу, возникающему из-за создания новых функций, которые могут и не пригодиться в бою. Это снижает маневренность и повышает расход горючего.
Второй путь, которым пока что идут американцы - высокоинтеллектуальные истребители для боя с противником, находящимся на дальних дистанциях. Такой истребитель - это просто летающая платформа для ракет дальнего действия. Классический образец такого истребителя - F-22, самый инновационный самолет 5-го поколения.
Ставить вопрос «какой путь лучше» будет некорректно. Все зависит от конкретных боевых условий. Реальность такова, что и F-22, и F-35 создавались для боевых действий против «слаборазвитых», то есть не имеющих современных средств ПВО, стран и противников. До сих пор не было ни одного случая прямого столкновения в бою современных российских и американских истребителей, поэтому сказать, кто из них возьмет верх в воздушной дуэли, вряд ли возможно. Конечно, можно предположить, что если F-22 сумеет в помощью своей супер-РЛС первым обнаружить наш Су-35, выстрелить в него своими суперакетами AIM-120C AMRAAM и AIM-9M Sidewinder, и если Су-35, имеющий систему предупреждения о ракетном нападении, позволит себя сбить, то победит американский «файтер». Но если F-22 подпустит Су-35 на близкое расстояние, то шансов на победу в ближнем воздушном бою у него будет исчезающее мало. Необходимо также учесть наличие или отсутствие поддержки самолетами ДРЛО, наземными комплексами ПВО и спутниковой группировкой. Именно взаимодействие всех этих комплексов целеуказания позволило турецкому истребителю сбить наш бомбардировщик Су-24:
«В самом нападении было задействовано несколько комплексов разведки и целеуказания — как минимум 3, а также два F-16 с новейшими ракетами AIM-9X… Самолет ВВС США Boeing E-3 Sentry AWACS взлетел 24 ноября с авиабазы Превеза в Греции. Второй Е-3А ВВС Саудовской Аравии взлетел с авиабазы Riyadh. Оба самолета выполняли одну общую задачу — определение точного местоположения самолетов ВКС России. Они же и выбрали «жертву».
Американский Е-3А должен был определять режим работы РЛС управления оружием самолета Су-24М2, проверять, находится ли она в состоянии поиска или уже выполнила захват и сопровождает цель, вырабатывая данные для стрельбы. Известно, что AWACS может управлять действиями авиации в бою и передавать БРЭО и ПНК самолетов информацию для ведения боевых действий… Е-3 все время передавали подробную информацию о Су-24М2 паре патрульных турецких F-16CJ. Этот самолет специально выпускается для Турции. Его особенностью является наличие компьютера, управляющего новым радаром AN/APG-68 и выполняющего роль второго пилота-штурмана… Точность выхода истребителей F-16CJ дополнительно обеспечивали наземные комплексы ПВО Patriot США, размещенные в Турции, а точнее их многофункциональные РЛС AN/MPQ-53. Траектория полета F-16CJ говорит о высокоточном выходе на цель по методу триангуляции: пара Е-3А плюс РЛС ЗРК Patriot плюс геостационарные спутники РЭР MENTOR и, возможно, КА «Геосат».
При этом Е-3 давали указания, где наш самолет в воздухе, определяли его эшелон, скорость, состояние управления оружием, РЛС ЗРК Patriot совместно со спутником радиоэлектронной разведки MENTOR обеспечивал телеметрию движения Су-24М2 относительно поверхности — то есть выдал точный прогнозируемый сектор появления нашего самолета относительно гористой местности».
У американцев требования к истребителю шестого поколения довольно высокие:
· Высокоэнергетическое лазерное оружие на борту;
· Адаптивный двигатель изменяемого цикла. Такой двигатель сможет работать как турбовентиляторный при длительных полетах, и как турбореактивный, когда необходимо развить большую скорость;
· Высокую радиолокационную малозаметность «стелс». Отсюда весьма взыскательные требования к форме самолета: летающее крыло – бесхвостка.
· Возможность модернизации, в том числе к оснащению современным вооружением и бортовым радиоэлектронным оборудованием;
· Функцию беспилотного управления.
(Кстати, ни слова о гиперзвуке).
Истребитель F-35 задумывался как универсальный ударный многоцелевой самолет, который мог бы решать разноплановые задачи для всех видов войск. Такой подход признан ошибочным и американские разработчики уже не пытаются создать универсальный многофункциональный истребитель шестого поколения. Предполагается разработать два перспективных самолета. Один - для ВВС (по программе F-X), для завоевания господства в воздухе.
Второй - для ВМС (программа ADF (Air Dominance Fighter). Это многоцелевой самолет для нанесения ударов как по морским и наземным объектам, так и по воздушным целям.
Однако, возможно американцы все же попробуют создать единый боевой самолет для ВВС и ВМС, который после 2025 года заменит F-22 и F/A-18E/F. Подобная машина уже была (F-4 Фантом), и, несмотря на противоречивые требования, показала себя весьма неплохо.
В пользу американских авиастроителей, несмотря на их ошибки и донельзя завышенные бюджеты, - наличие конкуренции между ведущими корпорациями и сильные позиции независимых аналитических центров вроде «Рэнд корпорейшн», что позволяет успешно удерживать мировое лидерство в военных инновациях.
Что касается отечественных разработчиков в авиапроме, то мы имеем отчетливый монополизм компании «Сухой», который негативно сказывается на генерации новых идей, сводя их к пиаракциям, не подкрепленным глубоким осмыслением стратегических реалий и разумным соотнесением своих желаний и возможностей.
Создать гиперзвуковой, малозаметный и сверхманевренный истребитель нового поколения не по силам даже могучей американской военщине. Да и вообще - это дело неблизкого будущего. Создается впечатление, что российские лоббисты торопятся выбить из правительства очередные бюджетные транши, не заботясь о том, чтобы их декларации о намерениях имели хотя бы легкий налет здравого смысла.
Кроме того, в условиях, когда отечественная оборонка не в силах серийно выпускать новую боевую технику, разумно было бы сосредоточиться на модернизации уже существующего парка боевых машин, предоставив, конечно, нашим НИИ и КБ возможность проектирования новейших образцов вооружения и военной техники.
А пока российский истребитель шестого поколения представляется этаким «летучим голландцем». Он существует лишь в воображении пиарщиков от авиапрома, которые всегда готовы описать его фантастические возможности и показать его макет из картона. И само собой - рассказать, как напугал этот макет американскую военщину, которая в ужасе увольняется из рядов хваленой американской армии.
Тратить деньги на свой оборонпром все же лучше, чем на поддержку никчемных отечественных банков. Но еще лучше - делать это с умом и трезвым расчетом. «Летучие голландцы» от ОАК не заменят нам сбалансированную систему вооружений, адаптированную к довольно скромным возможностям отечественной промышленности и способную эффективно действовать в реалиях гибридной войны, которая фактически уже началась.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.