Теперь все зависит от московского правительства. И от строителей, которые доделывают здание для Геликон-оперы. И те и другие обещают, что все будет готово уже в этом году. И вот тогда уже на новую сцену театра выйдет сама Екатерина Великая.
Показать ее до этого счастливого момента театр на своей площадке не может: не гоже петь великой русской царице в бетонной коробке недоскреба на Новом Арбате – звук совсем не тот. Да и масштабы неподходящие.
Вообще рождение на свет этой оперы – событие удивительное, как-то идущее в разрез со всем происходящим в стране в последние годы.
Написал ее Давид Тухманов. Да, да. Тот самый, который сочинил «Последнюю электричку», «Соловьиную рощу», и «Эти глаза напротив». Тот самый, кто сделал целый альбом «По волне моей памяти», в котором пели древнегреческая Сафо и средневековые ваганты. Тот самый, который придумал бессменный гимн Девятого мая – День победы (который, отметим в скобках, сначала так сильно обидел телевизионное начальство, которому в мелодии послышался фривольный фокстрот, что к исполнению был запрещен. И только после того как Лев Лещенко контрабандой спел его на концерте в День милиции, начальство, согласившись с мнением народа и лично Леонида Ильича Брежнева, сняло с песни запрет).
Так вот. Лет десять назад вечный затейник Тухманов решил написать оперу. Классическую. И решил, что рассказывать его произведение должно о Екатерине Великой, правительнице-просветительнице, при которой российские наука да искусство на весь мир прославились.
Решил так композитор, да и сочинил оперу, позвав себе в товарищи либретто писать Юрия Ряшенцева и Галину Полиди. Написал ее, да и в стол убрал – кому теперь до масштабных постановок – кризис, цены растут, народ от ежедневной суеты разве что звездно-правительственный скандал отвлечь может. А произведение получилось и вправду немаленькое – с хором, оркестром и солистами в нем занято 140 человек.
И скучать бы Екатерине в столе у Тухманова, если бы не Лев Лещенко, который свел композитора с Геликон-оперой, нашел, вы удивитесь, меценатов, решивших принять участие в благородном деле просвещения народного – создания оперы для тех, кто оперы боится, считая ее жанром трудным, нудным и скучным.
Так вот. Ровно в 2008 году, когда не то что вся страна, весь мир погрузился в проблемы экономического кризиса, в Геликон-опере закипела работа: Дмитрий Бертман – художественный руководитель театра ставил историю великой царицы великой страны.
Историю, надо сказать интересную: Екатерина была дамой выдающейся – и Россией правила, и войны воевала, и себя не забывала – личная жизнь у нее была богатая. Есть о чем зрителю рассказать.
Уже в 2009-м состоялась премьера спектакля. И не где-нибудь, а в Петербургской Александринке, потом заехала царица в Москву, порадовала избранную публику в Кремлевском Дворце и в Большом театре. Пела Екатерину сама Мария Максакова, а Потемкина – Юрий Веденеев.
Ну, казалось бы, поставили грандиозное, дорогое шоу, порадовали себя красотой костюмов, масштабом голосов бесспорных звезд, и можно бы успокоиться, ан, нет. На этом история не закончилась.
Царица, как в старое время из Петербурга в Москву, вместе с чадами и домочадцами отправилась в путешествие. И заехала куда дальше, чем ее прообраз. Труппа, полным составом проехав с гастролями почти 40 тысяч километров, остановившись в 15 городах – в которых были подходящие по размеру театры, - добралась до Владивостока.
Не стоит удивляться, что спектакли шли при неизменных аншлагах: когда это столичная опера в Самару да Красноярск приезжала? Разве что при советской власти.
Пять лет путешествовала великая царица по России и наконец вернулась в Москву. Теперь бы и москвичам с ней познакомиться, да вот беда: ее нынешнему дому родному – Геликон-опере – показывать свое новое детище негде, ибо здание его на Большой Никитской аж с 2007 года находится на реставрации. Но московское правительство и лично заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заверили театр и его публику, что уже в этом году Геликон вместе с «Царицей» справит новоселье в собственном доме. Тут, глядишь, и простым москвичам представится возможность услышать музыку Давида Тухманова, исполненную солистами и хором (который не только петь, но и танцевать умеет) театра в роскошных костюмах и декорациях Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой. Глядишь, и среди столичных жителей после этого станет гораздо больше меломанов, предпочитающих проводить вечера в опере, а не перед телевизором.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.