Фото: пресс-службы ПАТД им. А.С.Пушкина
Накануне Дня Театра вся псковская культурная общественность обсуждает уход из местного драмтеатра худрука Василия Сенина и директора Сергея Дамберга. Столичные знаменитости так и не прижились на Псковщине. Хотя шуму наделали.
"Сперва угробить, потом музей": людей, открывших новую страницу в истории псковского драмтеатра, псковичи проводили без видимого сожаления.
В 2014 году худрук Василий Сенини директор Сергей Дамбергреализовали в Псковской области амбициозный культурный проект: "перезапуск" Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина. Псков увидел гастроли "Золотой маски", программу "Чеховского фестиваля", симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, международный фестиваль Manhattan short, шекспировский театр "Глобус", десяток собственных премьер... У театра появилась художественная галерея, медиахолл, новый сайт с онлайн-продажей билетов, экспертные семинары и международные проекты.
В 2015 году и Сенин, и Дамберг уволились по собственному желанию – директор 20 февраля, худрук 18 марта.
А начиналось все так: "Народный дом имени А.С. Пушкина", памятник архитектуры 1905 года постройки, закрылся на реконструкцию в 2011 году. Закрытие театра в городе мало кто заметил – физически и морально обветшавший, он давно не пользовался популярностью. Зато "рестарта" ждали с интересом: во что превратятся 1,1 млрд бюджетных рублей? Вместе с новыми стенами драмтеатр должен был наполниться и новым содержанием; в этом смысле приход столичного режиссёра Василия Сенина по личному приглашению губернатора Андрея Турчака отвечал ожиданиям публики.
Сенин приехал в Псков в начале 2013 года и работал сначала, скорее, прорабом, в последний момент исправляя недочеты проекта — добавить репетиционный зал, убрать стразы с занавеса. Одновременно он собирал новую административную команду – прежняя, по его мнению, была неработоспособной.
Социолог Сергей Дамберг в то время возглавлял "Институт регионального развития ", который он создал в 2008 году, переехав в Псков из Санкт-Петербурга. Он участвовал в поисках нового директора театра, и в ходе поисков стало ясно, что лучше всего будет, если директором станет он сам.
— Моя задача состояла в том, чтобы отстроить менеджмент. Понятно, что это живой организм – всегда приходится кого-то менять, — говорит теперь уже бывший директор.
"Отстроить " следует читать как "заменить": от прежнего состава администрации в театре осталась одна заведующая труппой. Новички учились на ходу, поскольку приходили не из других театров, а из смежных отраслей. Фактически, идеальная команда сложилась только сейчас.
Эта команда показала себя, когда в начале февраля 2014 года Псковский драмтеатр открылся после реконструкции, и одним из его первых посетителей был Владимир Путин, который тогда проводил в Пскове совещание по вопросам культурной политики. Собрал аншлаги XХI Пушкинский театральный фестиваль, с которого начал работу обновленный театр: приехали Московский театр на Таганке, "Красный факел " из Новосибирска, Пип Аттон из Лондона, Большой театр кукол из Санкт-Петербурга. В семинарской части программы выступали Ирина Алпатова, Павел Руднев, Борис Голлер и др. Как показали опросы, каждый второй зритель посетил фестиваль впервые. О Пушкинском фестивале вновь стала писать федеральная пресса.
Казалось бы, Василий Сенин должен был стать героем и у местной прессы? Но этого не произошло, потому что ещё до начала фестиваля он рассорился с большинством псковских СМИ благодаря своей легендарной бескомпромиссности. С каждым, кто говорил о театре, по его мнению, глупость, он прекращал общение, каждого, кто хоть раз его подвёл – немедленно увольнял.
— Я ставил перед людьми задачи, которые, конечно же, гораздо выше планки, которую подразумевает театр в маленьком провинциальном городе, где живёт двести тысяч человек. Мы играли с Сергеем не на территории некого понижения и объяснения, – а на территории "театра-всерьёз ".
Побочные следствия такого подхода – длительный конфликт внутри труппы, решать который пришлось с участием губернатора, жесткая критика в прессе и даже анонимки с угрозами. Наибольшее неприятие вызвал скандал с прежним главным режиссёром театра Вадимом Радуном: Сенин не пустил его на генеральный прогон своего спектакля, а когда 73-летний старик начал возмущаться – вызвал охрану. Вскоре Радун был уволен из театра, а через три месяца – скончался.
— Как говорит Настасья Филипповна в романе "Идиот": "Если уж прихожу, то вся прихожу". — говорит Сенин — Мне дали театр, когда мне было 36 лет, и я решил вложить себя полностью, не думая о том, сколько лет я просижу в этом кресле. Сергей тоже это прекрасно понимал. Это был наш договор: главное – не удержание хороших отношений ради хороших отношений, потому что "город маленький, и всем надо как-то вместе жить". Мы решили раздвинуть границы восприятия.
К новым границам восприятия, будь то сенинский спектакль "Граф Нулин" или приезжие Liquid-театр или театр "А.Р.Т.О.", многие псковские "заядлые театралы" оказались не готовы.
— Было очень много сопротивления, и я понимаю, почему оно происходило: это показатель того, что шли активные процессы, которые надо было переваривать. Людей с голодухи вдруг накормили чёрной икрой, — формулирует Сенин.
Протест зрел и в труппе театра — об этом регулярно говорил лидер "театрального сопротивления" актер Виктор Яковлев: "Сенин рассматривает театр как гастрольную площадку для других коллективов. А наша цель – чтобы в Пскове был свой театр. Псков имеет право на театр".
Впрочем, широкой публике перемены, похоже, нравились – продажа билетов шла отлично. За год псковский репертуар вырос до полутора десятков новых и восстановленных спектаклей. Прекрасно прижились в медиахолле театра экспертные семинары, где обсуждалось не только и не столько театральное искусство, сколько жизнь местного сообщества.
— Театр для такого города, как Псков, для любого небольшого города, может быть своеобразной "агорой", центром публичности, местом, где формируется публика не только в театральном смысле слова, а вообще публичное сознание людей. Где люди могут собраться и обсуждать какие-то важные вещи – и в искусстве, и в своей собственной жизни, в чем угодно, — говорит Сергей Дамберг.
Сотрудничество с Институтом Регионального Развития, по мнению Василия Сенина, помогло "развернуть город к театру":
— Они сделали очень опасную вещь: за короткий срок они научили людей мыслить. И мыслить не просто на уровне колбасно-галантерейного отдела, а эстетическими категориями.
Однако в 2015 году это все закончилось.
Сегодня, когда страну душит "кризис не только финансовый, но и идеологический", наша концепция театра уже не может быть реализована, объясняет свой уход из театра Сергей Дамберг:
— Теперь всё будет попроще, всё будет "подешевше", с более упрощённой логикой и приземлёнными задачами. Мы – излишество для того, что увидим в этом театре уже через несколько месяцев.
Изменения, о которых говорит Сергей Дамберг, вытекают из создания "Театрально-концертного объединения Псковской области": Псковский драмтеатр, областной театр кукол и областная филармония теперь объединены под единым руководством. Возглавил новую структуру кинорежиссёр и продюсер Дмитрий Месхиев.
Тем не менее, Василий Сенин считает, что выбор иного пути развития – право учредителя, то есть региональной власти. И смена менеджерской команды в этой ситуации совершенно логична:
— Я как человек, который сформировался в демократическом государстве, выступаю за то, что если мне было позволено реализовать некую художественную программу, то и другие должны попробовать. Мы с Сергеем отошли, чтобы всё было предельно ясно: если это будет успешная реализация – дабы не примазываться, а если неуспешная – не отвечать за ошибки других людей.
Псковский драмтеатр пока работает, как работал. Режиссёр московского Театра.doc. Варвара Фаэр ставит с псковскими актёрами "Документальную пьесу", с 23 марта начинается "Шведская весна" в сотрудничестве со Шведским театральным союзом, только что закончился Суздальский фестиваль анимационного кино. В апреле состоится премьера нового спектакля Василия Сенина "Ионыч" по рассказу А.П. Чехова так что 108-й театральный сезон 2014-15 годов пока получается ничуть не хуже 107-го.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.