globallookpress.com
Почему клоуны покидают цирк и как вернуть их на манеж, корреспонденту «Сути событий « рассказал знаменитый клоун – мим, художественный руководитель Цирка на Фонтанке Вячеслав Полунин. Также он объяснил, почему с настороженностью относится к жанру сатиры и старается держаться подальше от политики.
- Наконец, вас можно поздравить с завершением ремонта цирка на Фонтанке! Первое представление состоится 15 декабря в рамках VI Петербургского культурного форума. Как удалось пригласить знаменитого клоуна Олега Попова, он ведь на протяжении четверти века в нашу страну ни ногой?
- Это здорово, что удалось с ним договориться, и он действительно приедет в Петербург. Знаменитый клоун выступит на премьерном спектакле 15 декабря. Есть договоренность, что он будет с нами работать в течение двух месяцев в феврале-марте. Пора возвращать настоящий цирк, а без клоунов это сделать невозможно. На форуме, который пройдет в в Петербурге в декабре, мы соберем вершины традиционного цирка в виде Олега Попова и других, а также вершины театрального и уличного цирка. Это будет феноменальная команда. Договориться с Олегом Поповым удалось благодаря новому руководству, которое его увлекло идеей, сделать что–то неожиданное для цирка на Фонтанке и вообще для российского цирка.
- Вы не раз сетовали на то, что клоуны покидают цирк. Эта тенденция характерна только для России?
- К сожалению, это происходит во всем мире. Просто цирк как явление уже к 70–м стал не интересен интеллектуальной публике. Остались только бабушки и дети, которым было достаточно встречи с животными. А язык был старым, и темы были старыми. Поэтому молодежь перестала ходить на представления, мало в цирке среди зрителей стало и иностранной публики. Люди один раз отведут ребенка на представление и больше не появляются. Вот тогда и стали появляться новые явления как цирк «Зингаро». Чтобы появился новый язык, нужны новые явления, а для этого нужно создавать условия для артистов, которые работают по новым направлениям. К сожалению, вынужден признать, что на протяжении, наверное, последних 30 лет, это началось наверное в 70-х годах, клоуны стали покидать цирковые манежи. Ушли на улицу, в театр, кабаре и другие места. И там освоились, прижились. Сейчас появилось ощущение, что их пора возвращать в манеж.
- И как вы планируете это сделать?
- Эту проблему мы поднимем на грядущем Культурном форуме. Для этой дискуссии мы соберем феноменальную команду. Например, мы пригласили знаменитого клоуна выступающего в провокационной манере Лео Басси, публика вжимается в кресла, когда он на арене. В жизни он нежнейший и добрейший человек. Он расскажет о психологических аспектах профессии клоуна. К нам приедет «Король дураков» Джанго Эдвардс придумавший знаменитый «Фестиваль дураков» в Амстердаме. Он проведет мастер-класс для более чем 40 клоунов «Росгосцирка». Отдельно на форуме будет представлена женская клоунада: за нее в ответе две выдающиеся представительницы профессии – Гарди Хютер и Лара Херц. И конечно приедут все звезды российского цирка.
- Долгое время у нас традиционно считалось, что цирк – это искусство для детей, а взрослым он вроде как не интересен. Что вы об этом думаете?
- Действительно в период 50-х и 60-х годов так считали. На самом деле это не так. Чем цирк хорош? Вот в театре один спектакль прошел и публика закончилась. А если приехал цирк, то он на протяжении двух месяцев может собирать аншлаги. У него все уровни зрительского интереса, от детей и бабушек до профессоров. Два дня назад, я, условно говоря, встречался с панками, с людьми молодежной культуры с кислотниками. Я у них спрашиваю, чем вам может быть интересен цирк, что я могу такого сделать, чтобы вы пришли на представление? Мы искали способ, как и эту публику подключить.
- Вы много общаетесь с молодежью. Видите ли вы молодые таланты, которые в будущем могут стать звездами цирка?
- Вижу, есть отличные номера, идеи, просто нужно создать систему, которая бы ребятам помогла встать на ноги.
- Еще одна актуальная для цирка тема – это животные. Есть мнение, что их не должно быть в цирке. Вы с этим согласны?
- Мое мнение, пока есть публика, такая, сякая и этакая, должны быть и цирки разные. Уйдет эта публика, уйдет и этот цирк. Я, правда, никогда не работал с животными, потому что они мне не интересны. Но я уважительно отношусь к людям, работающим с ними, и я должен дать им место в цирке, чтобы они могли работать. Не нужно с кем–то бороться, наоборот, нужно дать возможность людям заниматься своим любимым делом.
- Вы недавно вернулись из Франции. Как вы можете прокомментировать карикатуры Charlie Hebdo? В России их сильно раскритиковали. А может просто у нас не поняли эту эстетику?
- Я лично не люблю слово карикатура и не люблю слово сатира. Я - человек гармонии. Я могу только увлечь кого-то, переубедить своей личностью. Но я очень любил Аркадия Райкина и ходил на его спектакли, приходил к нему за кулисы, и он говорил мне: «Если ты хочешь что-то критиковать, ты должен переживать за отрицательный элемент этого явления больше, чем человек, которого ты критикуешь. Ты должен этим болеть, чтобы иметь право сказать что-то ироническое».
- Но вам это не близко?
- Внутри меня этого нет, никакой иронии. Хотя я знаю великолепную группу «Монти Пайтон», для которых ирония была сутью, и я ими восхищаюсь. Потому что за иронией стояла любовь. Поэтому это было особым явлением. Если говорить о политике, то я ей не интересуюсь. Там все настолько запутано, что, наверное, простые люди больше понимают в жизни, чем политики. Там все не просто. Я бы никогда не стал заниматься политикой, потому что вряд ли бы с этим справился. Я ничего не могу сказать про Charlie Hebdo. Могу сказать только про себя.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.