globallookpress.com
Несколько лет назад мы впервые опубликовали эссе Галима Шаграева "Крест и полумесяц". Затем наши читатели познакомились со "Станцией", "Бессонницей", «Запахи сна», "Сказка после сказки" из цикла «Свирепая нежность», и многими другими. Сегодня мы представляем вашему вниманию новую работу Галима Шаграева.
Указатели Родины,
или Краснотал и Кызылтал
Из цикла «Свирепая нежность»
…При въезде на мост – справа – как положено – указатель.
На окаймленном со всех сторон тонкой белой линией прямоугольнике небесно-голубого фона – белыми буквами надпись – «Ер. Краснотал».
Про себя читаю: «Ерик Краснотал».
Проезжаю мост.
И чем дальше – не от моста – от указателя! – тем острее ощущение вины.
Начинаю укорять себя: «Эх, надо было остановиться, надо!.. Вот ведь как: местное название протоки – «ерик» – сокращенно написано на указателе федеральной трассы!..»
Через два – максимум три – километра – следующий мост.
При въезде – снова указатель.
Как и до этого – тонко окаймленный со всех сторон белой линией небесно-голубого фона прямоугольник с надписью белыми буквами – «Ер. Кызылтал».
«Кызылтал, то есть – краснотал, если проще – верба», – на автомате перевожу с казахского языка на русский.
И – только после перевода(!) – жму на педали сцепления и тормоза.
Останавливаюсь.
Указатель – позади – метрах в сорока-пятидесяти…
Тихо сдаю задним ходом.
Ставлю машину так, чтобы хорошо видеть надпись – «Ер. Кызылтал».
Глушу двигатель.
Ноги сами ведут к указателю.
Правая рука непроизвольно гладит белые буквы небесно-голубого фона, окаймленного со всех сторон тонкой белой линией.
Мама моя, – Родина моя, – матушка ты наша – Россия!..
Ты – образец длительного исторического процесса взаимодействия и синтеза слов, а раз так, – значит, – взаимодействия и синтеза культур!
И – хочется визжать.
И – хочется скулить.
И – хочется стонать…
Визжать – припадая, приникая, прижимаясь к земле, стелясь по ней.
Скулить, – виляя давно отпавшим в ходе эволюции, но бывшем(!) на моем теле хвостом, – по-щенячьи.
Стонать – от рождающихся, но еще непроизнесенных и потому невыговоренных слов, – по-человечьи.
И первое, и второе, и третье – от переизбытка чувств.
И первое, и второе, и третье – от восторга и счастья.
Мама моя, – Родина моя, – матушка ты наша, – Россия!..
Какие же у тебя прекрасные указатели!
…Всего-то навсего – два указателя.
Всего-то навсего – четыре слова.
Два – одинаковых, но – сокращенных.
Два – разных, но – одинаковых по значению!..
И, уронив лицо в ладони, я выплакал слезы своего счастья: счастья априори двуязычного человека.
Где это было?..
На родине, на родине: в ней – родной и милой, в ней…
Там, где характерная особенность малого – как части целого – вписана в пространство страны, а пространство страны – как целое – вбирает и впитывает характерные особенности всех малых частей, показывая через них выразительность облика своей хорошо выстроенной, – сложившейся, – судьбы.
Август 2014 г.
Москва – Астрахань – Москва
Читайте также:
Бессонница Из цикла "Свирепая нежность"
Сказка после сказки. Из цикла "Нежность"
Падение греха или Точка неприятия неприемлемого
Ступай дальше, ступай!.. Из цикла "Дорога"
"Утоление жажды" Из цикла «Дорога»
"Две конфеты счастья" Из цикла «Цветы жизни»
"Сила царского слова" Из цикла "Дорога"
Хорошее утро или Диалог у двери. Из цикла «Дорога»
Пальмира, или Попытка уничтожения памяти
Мысли павших колонн. Из цикла "Свирепая нежность"
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.