Виктория Токарева и Илона Давыдова на открытии Центра образования
По данным Министерства внутренней безопасности США в 2016 году число российских граждан, эмигрировавших в США, является самым высоким за последние двадцать два года. Этот показатель был выше только в середине 90-х. На фоне последних событий Илона Давыдова вспоминает первую волну эмиграции из России.
Бог подарил мне довольно необычную судьбу: моя семья эмигрировала в США в 1980 м году. Это событие коренным образом перевернуло всю мою жизнь. Эмиграция оставила неизгладимый отпечаток во всем для меня, а главное – для души еще не сформировавшегося, не окрепшего подростка такая перемена могла оказаться чуть ли не смертоносной.
Эмиграция – сначала принесла много страданий, но и впоследствии - дала множество привилегий.
На тот момент, ни я сама, ни один человек в мире - не знали, что пройдет десять лет и вся наша страна «эмигрирует» в Америку, оставаясь при этом в своих домах и никакого переезда не совершая. Я, конечно, имею ввиду американизацию современной России: теперь наш читатель живет почти что в Америке, хоть и называющейся Россией. Я же – сама того не желая, получается, постоянно опережаю в своих «перерождениях» страну – на десять лет.
Что же такое русская эмиграция? С чего начался этот феномен? Через что проходит человек, переместившийся из одной страны (русской, социалистической) в совершенно другую (американскую, капиталистическую)?
В результате этого уникального опыта родился масштабный труд. И не один. Все мое творчество – так или иначе связано, или берет начало – в том трудном, негативном опыте: эмиграции.
В моем салоне на Арбате – представлены книги целой серии «Опыт моей жизни». В них – ничего не придумано. Только правда жизни. Первая книга так и называется «Эмиграция». Вторая «Любовь в Нью-Йорке». В обеих этих книгах дана исчерпывающая картина того – что же такое эмиграция – не в фантазиях, а на самом деле.
Вот что писал в своей рецензии на этот роман доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы Литературного института им Горького, Станислав Бемович Джимбинов:
«Вот уже 35 лет(!) продолжается эмиграция третьей волны из нашей страны, а убедительной картины эмигрантской эпопеи, что-то не очень-то вспомнишь. Отечественная литература как-то прошла мимо этой огромной темы. Книга И. Д. заполняет давнее белое пятно и дает достоверное, глубоко психологичное повествование о жизни людей, эмигрировавших в 1980-е – 1990-е из СССР в США».
Роман «Опыт моей жизни» построен как на развернутом, панорамном обзоре самого феномена эмиграции и жизни русских эмигрантов в Америке, так и на микроскопическом исследовании всех психологических процессов, происходящих внутри человека, попавшего в условия эмиграции.
Через внутренний мир человека – видны как на ладони, две страны, две системы: американская и советская.
Самое же сложное в «эмиграции» из социалистической системы в капиталистическую - это перестройка системы ценностей. И этой теме уделено очень много внимания в романе «ОМЖ».
Когда я слышу о продолжающейся волне эмиграции, когда я вижу, как детей отправляют учиться за границу – мне хочется кричать им: «Люди, вы хоть что-нибудь о реальной жизни там – знаете? Как можно так легкомысленно совершать такие серьезные поступки?»
У людей просто розовые очки на глазах. И вопрос – откуда они взялись – долго волновал меня, пока я не пришла к определенным выводам, которыми и поделилась в своем автобиографическом романе.
Вот отрывок из начала романа:
«1980 год. Мне 15 с половиной лет. Неужели это, в самом деле, происходит?! Я - увижу Америку! Никто из моих друзей, одноклассников никогда не видели эту страну. Никто из моих учителей - даже одним глазком ее не видел. Это произойдет всего через несколько минут! Я узнаю, какая она – Америка, страна, о которой столько говорят. С безграничной доверчивостью присущей человеку, которому поздно уже сомневаться, вместе с самыми дорогими мне людьми, я ступлю на американскую землю. «Я увижу город дальний, он мне будет другом верным…»
И вот отрывок из конца Книги 2
«Август – сентябрь 1989г
Зловеще мигающий свет и сирена неотложки прямо у нашего подъезда, на Кингсхайвей. Обычно такие амбюлансы* (скорая помощь, от англ ambulance ) приезжают за пожилыми, попавшими в автокатастрофу, переживающими инфаркт или инсульт. Самоубийцы – явление крайне редкое, во всяком случае в Бруклине. Самоубийцы, просящие спасти от навязчиво преследующего самоубийства, пожалуй, совсем невиданное явление.
Соседи собрались вокруг неотложки, интересутся, кому это стало плохо, кто умирает. Внутри, на носилках лежит молодая, а вовсе не старушка или старичок, у молодой не инфаркт и не инсульт, и она не после катастрофы, однако, бог весть вследствие какой болезни, она на волоске от смерти. Справа и слева стоят люди, оказывая медицинскую помощь. На носу у больной, черт знает зачем, кислородная маска. Сестра, сидя на стульчике здесь же, записывает информацию. Минуты уходят. Жизнь человека висит на волоске. Доктор висит на связи с госпиталем, ему дают инструкции, он их выполняет.
Летний день. Конец августа.
Только что прошел сильный дождь, и в природе стало свежо и тихо. Примерно около четырех часов дня.
Вот и все: никогда не думала, что такой короткой будет жизнь.
Полной мучений.
Стоило ли приходить в этот мир? Как удивительно спокойно я воспринимаю: сегодня – последний день моей жизни. Вот эти улицы, эта зелень, эти лица людей, эта беспрерывно куда-то несущаяся жизнь вокруг... жаль ли мне хоть чего-либо?
Я трезва, совершенно трезва. В прямом и переносном смысле. Я не верю в поступки, совершенные под воздействием водки или наркотиков, под влиянием какого-то аффекта или, в невменяемом состоянии. Все это я пережила, и неоднократно, и нашла в себе силы, не совершить никаких глупостей под воздействием минутного сумасшествия. Сейчас другое. Сейчас - спокойное, трезвое, окончательное созревание: нет смысла более жить.
Не могу, НЕ ХОЧУ больше мучиться».
Современная Россия уверенными шагами проходит процесс американизации, при этом Россия обладает духовностью, которой не обладает США. У нас огромное количество возможностей для реализации, мы просто их пока не очень понимаем – как их использовать. У нашей страны есть невероятный потенциал для роста. И великое дерево – только то, что корнями уходит в землю – глубоко.
Для тех, кого природа одарила пытливым умом и кто хочет на опыте других избежать своих ошибок, роман «Опыт моей жизни» может стать ценным учебником. Читатель получит уникальную возможность: «прожить» целую жизнь за две-три недели, проанализировать ее и приобрести неоценимый опыт.
И не совершать очевидных ошибок.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.