globallookpress.com
Уходящий год был богат на события в международной политике. Война в Донбассе, создание ЕАЭС, борьба с «Исламским государством», миграционный кризис в Европе – каждая из тем была на слуху постоянно. Предлагаем свою версию 10 международных событий 2015 года.
Евразийский союз заработал
Главным международным событием для России стало вступление в силу договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). К созданию своего рода аналога Евросоюза на постсоветском пространстве Россия шла несколько лет. И вот РФ, Белоруссия и Казахстан официально стали членами нового объединения. А в течение года ряды ЕАЭС пополнили Армения и Киргизия. Появились и новые желающие вступить в организацию (например, Сирия), но это уже из области фантастики. А вот Таджикистан вполне может войти.
Другой вопрос, что в полной мере аналогом Евросоюза ЕАЭС пока не стал. Общее экономическое пространство работает со скрипом, о введении единой валюты пока и заикаться рано. Плюс ко всему два государства (Армения и Киргизия) будут значительно беднее трёх остальных. Да и проблем в отношениях с Белоруссией и Казахстаном у России хватает. Так что перспективы нового объединения пока остаются туманными. Впрочем, есть и объективные предпосылки для того, чтобы из ЕАЭС получилось что-то путное. Но поработать придётся.
Этот День Победы… политикой пропах
Главным международным мероприятием внутри России обещало стать празднование 70-летия Победы 9 мая. Оно и прошло с размахом. Чего стоил только «Бессмертный полк» - бесконечный людской поток, идущих с портретами близких по Тверской, не могло не впечатлить. Да и салют был потрясающим. «Ложку дёгтя» подбавили лидеры стран Запада – наследники союзников по антигитлеровской коалиции. Большинство лидеров стран Европы и Северной Америки в Москву не приехали. А если и приехали (как президент Чехии Милош Земан и премьер Словакии Роберт Фицо) – то на сам Парад Победы не пришли.
История повторилась в начале сентября. 70-летие окончания Второй мировой войны грандиозным парадом отметил Китай. Главным гостей в Пекине стал Владимир Путин (а ранее в Москве им был Си Цзиньпин). А вот западные лидеры опять же не приехали к союзнику по борьбе с милитаристской Японии. В общем, политизация памятных исторических дат достигла своего предела. И действительно великие страницы прошлого, неоспоримо великие события пали жертвой «политической текучки».
Хрупкий мир в Донбассе
Всю первую половину года основным международным кризисом безоговорочно признавались события в Донбассе. Год начался с ожесточённых боёв, в ходе которых бойцы ДНР и ЛНР заняли Дебальцево и ряд других населённых пунктов. В то же время наступление им развить не удалось, и в итоге к февралю в целом установилась то разграничение между противоборствующими сторонами, которое наблюдается сегодня. В течение года там не раз стреляли, но до масштабных боёв дело не доходило.
Хрупкий мир (а скорее перемирие) удалось установить во многом благодаря подписанию в феврале Минских соглашений. Надо отдать должное всем участникам действа – руководителям России, Франции, Германии, Украины, хозяевам встречи из Белоруссии, представителям ДНР и ЛНР. Все они преодолели неприязнь к тому или иному участнику переговоров и всё-таки нашли крайне тяжёлый компромисс. Строить особые иллюзии не надо – многие пункты соглашения не выполняются. Так что работа ещё предстоит немалая.
Украина: больной человек Европы
Когда-то подобным сомнительным званием обладала Османская империя. Теперь данная вещь применима к Украине. Страна подошла к новому году в дефолтном состоянии. Миллиарды долларов, выделенные ЕС и МВФ (в меньшей степени – США и Канадой), словно в бездонную бочку провалились. Доходы населения упали в разы, цены подскочили. Многие предприятия остановили свою работу, безработица существенно поднялась. Счёт «мини-майданам» можно было потерять. Один из них, в конце августа, закончился гибелью солдат, охранявших Верховную Раду.
Украина сама дала козыри в руки тем недоброжелателям, кто говорит о «внешнем управлении страной». Так, министром финансов стала американка Наталья Яресько, губернатором Одесчины – Михаил Саакашвили. Были и другие грузинские и литовские министры и замминистров. Такое количество иностранцев во власти нет ни в одной европейской стране. И не было уже много лет…. И всё это сопровождается бесконечными склоками. Спор Саакашвили и Авакова, «песенная дуэль» между Порошенко и Ляшко, отставка Коломойского, грязь на местных выборах – всего и не перечислить.
Параллельно страна продолжила рвать связи с Россией. Так, в октябре премьер Арсений Яценюк отменил авиасообщение с РФ, что ударило в основном по простым украинцам. Энергетическая и транспортная блокада Крыма причинила полуострову много неприятностей – но пострадали и украинцы, торговавшие с Крымом. Можно ещё вспомнить сносы памятников, отмену Дня Победы. Наконец, запретили на Украине показ «Иронии судьбы» - это уже вообще за гранью. Такое впечатление, что Украина вела себя по принципу «назло москалям себе уши отморозим».
Россия в полукольце санкций
В истекающем году одним из главных слов были пресловутые «санкции». США и Евросоюз, а вслед за ними их ближайшие партнёры продлили действие ограничительных мер в отношении России, руководство России ответило новым запретом на ввоз западной еды. Ко всему прочему, Страсбургский суд разрешил накладывать аресты на российское имущество в счёт уплаты долгов по иску акционеров ЮКОСа… В общем, положение у нас — тяжелое.
На российско-американских отношениях санкции сказались мало – торговый оборот между нами все равно невелик. А вот на европейском фронте всё сложнее. Теряем мы и от ограничения на выдачу нам кредитов, и от недостатка хороших товаров по приемлемым ценам. Впрочем, европейские страны тоже теряют на санкциях миллиарды евро. Кроме того, в Европе обнаружились противники продления санкций в лице Греции, Италии, Венгрии, Словакии. В этом смысле Россия может быть довольна – не все готовы идти против нас до конца, подобно Великобритании, Польше и странам Прибалтики.
Наконец, в ноябре образовался ещё один «санкционный фронт» - турецкий. После того, как турки сбили над Сирией Су-24, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган из ближайшего партнёра, на которого мы возлагали столько надежд, и с которым наш президент даже мечеть в Москве открывал, превратился в одного из главных врагов России. На турецкие курорты попасть будет крайне сложно, тамошним овощам (и не только) закрыли доступ на наши прилавки. От обострения проиграют обе стороны, ибо нашим людям тяжело будет недорого отдохнуть на море, а государству – найти альтернативный путь для газа в Европу. Впрочем, Турция на разрыве связей с нами тоже понесёт огромные потери. Утешением это не назовешь, но все же надежду на улучшение в будущем дает…
Год террора от «Исламского государства»
Словосочетание «Исламское государство», аббревиатуры ИГИЛ, ДАИШ окончательно превратились в символы глобального зла. Уходящий год запомнился целый серией кровавых терактов. Взрывали в Саудовской Аравии, Сирии, Ираке. Мощнейшие взрываы прогремели в Анкаре и на юге Турции. Террор «заглядывал» в Таиланд. Более других «прославились» теракты в Париже в январе и ноябре 2015 года. Мало того – выяснилось, что самое настоящее гнездо террористы свили не где-нибудь, а в «столице ЕС» - Брюсселе.
Для нас в данной связи особо памятен взрыв самолёта над Синайским полуостровом, обернувшийся гибелью 224 российских туристов и запретом на авиасообщение с Египтом. А ещё случился расстрел туристов в Тунисе, где среди жертв тоже были граждане России. То же самое имело место и при захвате гостинице в Мали… Кроме того, до пяти тысяч обладателей российских паспортов сегодня воюют в рядах ИГ в Сирии. А сколько ещё их есть на Кавказе или в Поволжье. Да и в Москве с Питером они есть…
В конце сентября Россия активно включилась в борьбу с ИГ. Ещё раньше этим занялись США и их союзники. Некоторый результат есть. Армии президента Сирии удалось потеснить исламистов в районе Дамаска и Алеппо, курды отвоевали ряд районов на северо-востоке Сирии. В Ираке местной армии удалось отбить у ИГ город Рамади. Но пока о победе над головорезами говорить рано. Посмотрим, что случится в наступающем году, как проявит себя Россия, и как мы будем строить непростые на сегодня отношения с западными союзниками.
Мультикультурализм в Европе мёртв
Одним из ярчайших событий года стали толпы беженцев в Европу. Кадры с «захваченных» вокзалов Белграда, Будапешта, Любляны, Вены, Мюнхена облетели весь мир. Справиться с наплывом нежданных гостей Евросоюз оказался не в состоянии. Не хватает мест для размещения переселенцев, выросла преступность. То и дело приходят сообщения о стычках между приезжими с Ближнего Востока и местными жителями. А один из таких беженцев подорвал себя в Париже. Так что здесь не только случилось «переселение народов», но ещё и террористы наверняка в Европу проникли.
Евросоюзу пришлось столкнуться с самой серьёзной проверкой на прочность. «Шенгенские» соглашения, похоже, придётся реформировать – границы из-за беженцев становятся всё менее прозрачными. Многие страны ЕС (Чехия, Венгрия и т.п.) категорически не хотят принимать у себя беженцев по квоте, установленной в Брюсселе. А в Германии или в Швеции мест уже просто не хватает. Греческий остров Лесбос, итальянская Лампедуза, французский Кале превратились в зоны бедствия. И всё это наслоилось на то, что многие районы европейских городов и без того давно уже напоминают Каир или Багдад.
Ответом европейцев стал рост ультраправых настроений. В Германии, Голландии, Швеции не раз жгли общежития для иммигрантов. Многочисленные митинги против приёма беженцев проходили в Германии, Австрии, Франции. Почти во всех европейских странах ультраправые партии набирают себе всё новых сторонников. Европейцам, кажется, порядком надоело, что из налогов содержат людей чуждой культуры, о которых правоохранители ничего не знают. В новом году история явно получит развитие.
«Изгоев» стало меньше
А вот многолетних «изгоев» (по западной терминологии и классификации) из-под действия санкций вывели. Самый близкий нам пример – Александр Лукашенко. Руководитель Белоруссии много лет был невъездным в страны ЕС и Северной Америки. Теперь же, благодаря посредничеству по Украине и освобождению ряда своих противников из тюрем, Батьку и его окружение вывели из-под санкций, путь на Запад открыт. Посмотрим, как далеко зайдёт данное сближение белорусских властей с ЕС и США.
В 2015 году после достижения компромисса по ядерной программе Ирана с него сняли большинство ограничений, и теперь страна сможет продавать нефть и другие богатства.
Ещё большей сенсацией стало решение администрации США отменить санкции против Кубы, которые действовали более 50 лет. Теперь два государства обменялись открытием посольств. Вполне возможно, что скоро то же самое сделают США и Иран. Что ж, если Запад сделал ставку на противостояние с Россией – в других местах надо смягчать.
Китай «затормозил»
Уходящий год лишний раз доказал, что ничто не бывает вечным – в том числе и огромный рост китайской экономики. Власти КНР несколько раз в течение года провели девальвацию юаня. Экономический рост сохраняется, но он уже далёк от двузначных цифр. Источники дешёвой рабочей силы в Поднебесной постепенно подходят к концу. Кроме того, львиную долю китайских товаров потребляют европейцы и североамериканцы, у которых дела идут не блестяще. А раз так – то тот же европейский кризис рикошетом ударил и по Китаю.
России новости из Китая не сулят ничего хорошего. Уменьшение потребления нефти и газа китайцами означает, что Поднебесная не сможет заменить ЕС в качестве главного покупателя наших энергоносителей. Да и платить китайцы много не станут – даже если могли бы. Несладко придётся и многим другим торговым партнёрам Китая – в том числе и западным. Китай уже не может рассматриваться как то место, куда можно на 100 лет вывезти всё дешёвое производство. Цена на нефть от китайского «торможения» тоже не поднимется.
Латинская Америка уходит вправо
А на другом конце света тоже последовали крупные перемены. Страны Латинской Америки резко сдвинулись «вправо». Ярчайшим примером того стал приход к власти в Аргентине злейшего противника нашего друга Кристины Киршнер – Маурисио Макри. А в Венесуэле парламентские выборы закончились поражением сторонников крайне левого президента Николаса Мадуро. Угроза импичмента нависла и над президентом Бразилии Дилмой Руссефф. Сгущаются тучи и над её коллегой из Эквадора Рафаэлем Корреа.
В принципе, ничего особого не произошло. Левые политики довели экономику своих стран до плохого состояния, и пришёл черёд правых. Они сделали то же самое лет 15-20 назад, и когда-то надоедят и они, маятник опять качнётся влево… Для нас же проблема заключается в том, что с правыми в Латинской Америке Россия почти не работает, считая их заведомо ориентированными на США. Да, они менее подвержены антиамериканизму, но это не значит, что с ними нельзя работать. В общем, в этой части света нас тоже ждут определенные проблемы и интересные события.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.