gorod.lv
Взаимоотношения Евросоюза и Турции во многом влияют на обстановку как в самой Европе, так и на Ближнем Востоке. Проблемы вращаются вокруг вступления Турции в ЕС; сирийского вопроса; и отношения европейцев к мусульманам.
ЕС вынужден считаться с наличием большого количества турок в Европе, особенно в Германии, с исламским фактором в лице растущего мусульманского населения и радикальных исламистских групп, ролью Турции в НАТО в качестве южного фланга, а значит и с интересами США. В последнее время добавились проблемы с беженцами и тема урегулирования ситуации на Ближнем Востоке. Все эти вопросы не конъюнктурные, а исторические, копившиеся многие годы, десятилетия, а некоторые столетиями.
Турция географически оказалась между Европой и Азией. Совсем, как в случае с Россией. Однако вопрос географический вторичен. Культура Европы и Турции складывались параллельно и чаще сталкивались, нежели взаимодействовали.
Европа как культурное понятие не совпадает с географическими пределами. Обычно в качестве ее истоков называют Афины, Рим, Иерусалим, но их роль в разные века была различной, а сегодня скорее символическая. Античность, несмотря на историческое значение, сохранилась как легендарная часть европейского сознания. В современной Греции, отдыхающей на фоне седых руин, мало ощущается героический дух Эллады.
Римская империя оставила свой след в законодательстве и ментальности, как технология выстраивания единой культуры по единому образцу. Римское законодательство заложило основы правовой культуры европейцев. Все европейские империи – Византийская, Британская, Испанская, Португальская, Французская, Австро-Венгерская строились по римскому образцу. Видимо, оттуда берет начало европоцентризм, характерный для Западных стран и раздражающий остальные народы.
Христианская культура Европы складывалась во время крестовых походов, в ходе которых столкнулись Восток и Запад. Со временем это противостояние углублялось, как с арабами на Иберийском полуострове, так и с османами на Балканах. Османская империя разрушила Византию – наследницу Римской империи, захватив ключевую территорию на Босфоре и Дарданеллы, а затем дошла до Вены. Это еще одна грань противостояния.
В точке соприкосновения христианской и исламской цивилизаций не появилось смычки, хотя были общие предпосылки в лице авраамической основы и схоластики Аристотеля. Ирония судьбы заключается в том, что забытую античность вернули к жизни мусульманские ученые благодаря корпорации переводчиков, созданной при дворе халифа в Багдаде. Истоки понятия западного мира как культурного феномена надо искать в исламской Андалузии. Именно там учились первые европейские ученые.
Античная культура через мусульманских посредников стала основой европейских университетов, но она также была обязательным предметом в исламской системе образования. В истории был период для объединения Востока и Запада на общей платформе. Это был евроислам. Однако, если Европа в лице Ибн-Рушда (Аверроэса) получила громадный толчок для развития, то исламский мир застыл на Ибн-Рушде, объявив всякие новшества греховными. Это точка расхождения христианского и исламского мира. Авраамическая основа трех мировых религий постепенно стала забываться и на передний план вышли различия. С исторической точки зрения – это упущенная возможность.
Евроислам звучит как алогизм, поскольку противостояние с мусульманским миром стало важным этапом в самоидентификации европейцев. В дальнейшем противостояние углублялось в силу смены экономических приоритетов, быстрого роста либеральных течений, развития наук и просвещения в Европе. В то же время в исламском мире торжествовала идея таклида – следования авторитетам и закрытия «врат иджтихада» (свободомыслия), что привело к загниванию мусульман. А последующая колониальная политика Европы создала антагонизм между Востоком и Западом.
Историческую роль ислама в качестве инициатора Ренессанса трудно переоценить. Возрождение вместо неразрывной связи Человека с Богом поставило Человека в центр мироздания, а протестантизм создал систему ценностей, способствовавшую формированию европейской буржуазии. Упорный труд стал восприниматься как путь к Господу, а былую роль церкви заменила светская школа. Столь привычное сегодня мировосприятие европейцам далось большой кровью, особенно в эпоху Реформации.
Во время бурного подъема капитализма в Европе Оттоманская империя при Сулеймане Великолепном была в зените славы и величия. Она расширяла свои границы и держала под контролем весь юго-восток Европы. Оттоманскую экспансию остановили в 17 столетии, когда император из династии Габсбургов успешно отразил вторую осаду Вены. В 19 веке Оттоманская империя ослабла, а после Первой мировой войны развалилась. Мустафа Кемаль (Ататюрк) начал в 1919 г. революцию, в результате которой султанат был упразднен и в 1923 г. была провозглашена Турецкая республика.
Программа Ататюрка была прозападной – перемены в законодательстве, освобождение женщин, отмена религиозных традиций. Тогда образцом служила Франция. Турецкая республика была решительно антиимпериалистической, что вначале ее сближало с СССР, но ненадолго. Когда в 1946 г. Великобритания объявила о своем уходе с Ближнего Востока, США заняли освободившееся место для поддержки Греции и Турции перед лицом, якобы, угрозы Советского Союза. Поэтому, когда в 1949 г. был сформирован блок НАТО, казалось само собой разумеющимся, что Турция должна туда войти. С тех пор на передний план в Турции вышла армия, как опора НАТО на юге и основная политическая сила в стране, способная обеспечить сохранение светского национализма.
Отношения ЕС и Турции одна из самых важных геополитических проблем ближайших лет. Стремление Турции войти в состав Европейского Союза искусственно тормозили, выдвигая ряд условий для вступления, в то время как восточноевропейские страны принимали скопом, закрывая глаза на многие несоответствия с условиями членства в ЕС. Европа стремилась обезопасить восточные границы, включая в свои ряды страны бывшего восточного блока и даже бывшие советские республики. С Турцией не существовало такого мотива, зато витало опасение, что появление огромной страны может изменить общий расклад сил в самой Европе и усилить исламский фактор. Даже простой подсчет голосов депутатов указывает на значительный вес турецкого фактора в рамках ЕС. К тому же экономика Турции развивается динамично и несопоставима с целым рядом стран восточной и центральной Европы. И, наконец, в отношения ЕС с Турцией тормозом служит цивилизационный фактор.
Однажды в 90-е годы мне случилось участвовать в солидной конференции Панъевропейского союза. Организаторы на трибуне вывесили свой флаг, в центре которого был крест, а вокруг звезды, точно такие же, как у нынешнего Евросоюза. В ходе своего доклада я заметил, что было бы не плохо рядом с крестом поместить полумесяц. Два дня вся конференция, забыв основную тему, обсуждала только этот вопрос. Они объясняли, как они хорошо относятся к мусульманам, какое у них правильное законодательство, приводили разные примеры понимания исламских интересов, и всё это лишь для того, чтобы намекнуть, что рядом с крестом полумесяц неуместен.
Европе еще только предстоит решить, какой она видит себя в будущем – христианской или светской. Ее либеральное законодательство сталкивается с христианской ментальностью, а главное – притоком мусульманских беженцев. Отсутствие значимых достижений в переговорах с Турцией – это своего рода тест относительно места и роли мусульман на континенте. И, конечно, «умеренный» ислам Турции мог бы стать сдерживающим фактором для более радикального мусульманского населения Европы.
Тем временем, пока европейцы оттягивали принятие Турции в ЕС, в стране начали усиливаться исламисты, вновь обострилась курдская проблема, война в Сирии и поток беженцев создали напряженность вдоль границ Турции и в Европе. Эрдоган затягивание вступления в ЕС воспринял болезненно. В качестве альтернативы проевропейской ориентации он начал усиливать идеологию «неоосманизма». Началось укрепление президентской власти, и ослабление демократических начал. Эрдоган вспомнил, что страна является наследником Оттоманского господства в арабском мире, чем насторожил кемалистов. Масла в огонь подлил спор по поводу признания геноцида армян во время Первой мировой войны. Если Турции будет окончательно отказано в возможности присоединиться к Европе, вполне возможно, что на смену «умеренному» исламу придет менее «умеренный», и это неизбежно отразится на будущем Европы.
В свое время советником Ататюрка был Юсуф Акчура – татарский политический деятель, бежавший от преследований из России в Османскую империю. С его именем связана идеология тюркизма и так называемая «татарская модель турецкой республики». Татары в отличие от остального мусульманского мира прошли этап реформирования ислама. Это движение получило название джадидизма (от арабского аль-джадид – реформа). Если Мирсаид Султангалиев был сторонником теории «исламского социализма», то Юсуф Акчура был приверженцем исламского капитализма с весьма либеральным режимом. Ататюрк, как человек военный, был сторонником более жесткого режима и предпочел закрепить атеизм в Конституции. Атеизм в мусульманской стране всегда создает напряженность, солидарность возникает на пути реформирования ислама, который открыт, толерантен, терпим, признает плюрализм мнений. Он содействует единству как внутри страны, так и с европейским сообществом.
В условиях, когда Евросоюз имеет ряд сложнейших проблем, будь-то мигранты или выход Великобритании из ЕС, вопрос членства Турции отходит на второй план. Какой-либо внятной альтернативы, типа проекта Большой Европы, пока не проглядывается. 2 сентября 2015 года бывший министр иностранных дел РФ Игорь Иванов признал безрезультатное завершение проекта «Большой Европы». Как бы не складывалась ситуация в дальнейшем, очевидно, что без Турции невозможно решить вопросы с Сирией и беженцами, курдскую проблему, задевающую интересы ряда пограничных стран. К тому же блок НАТО заинтересован в укреплении своего южного фланга и обеспокоен осложнением отношений с Россией из-за сбитого самолета. Турция остается важнейшим политическим игроком в Европе, Ближнем Востоке, Северной Африке, Азии и на Кавказе.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.