hdtv.ru
Еще ни один отечественный сериал не вызывал столь противоречивой реакции, как только что прошедшая по «России-1» «Родина». Поскольку нам вскоре предстоит снова встретиться с брутальным Брагиным и безумной Зиминой во втором сезоне этой «эпохалки», мы решили подробнее рассказать о таком тренде в мировом телевидении, как homelandmania, без которого «Родина» никогда бы у нас не появилась.
За две недели показа этого сериала российские телезрители сразу же разделились, прямо как в истории с Артемом Дзюбой, на три непримиримых лагеря. Для одних 12-серийная картина стала еще одним доказательством гениальности режиссера Павла Лунгина и актера Владимира Машкова. И невероятные для «российских» творений телерейтинги вроде бы подтверждают их правоту. Однако другие, особенно фейсбуковые «хомячки», усмотрели в новинке лишь пошаговый римейк знаменитого американского хита — Homeland. Третьих - из числа ненавистников всего западного - больше всего возмутило то, что во времена тяжелого кризиса у главного государственного телеканала нашлись лишние миллионы долларов, чтобы приобрести у янки лицензию на сериал. И пересадить явно высосанный из заокеанского пальца сюжет на глубоко чуждую ему почву.
Спасти капрала Шалита
Отправной точкой для всех этих теледрам с неожиданно появившимися пленными стала реальная история израильского капрала Гелата (Гели) Шалита, которая началась 25 июня 2006 года и продолжалась почти пять с половиной лет. Гели был самым обычным «ботаном», которого ни в одной нормальной стране не призвали бы в армию, да еще в танковые войска - патрулировать границу с сектором Газа.
Его танк со временем так намозолил глаза террористам из пресловутого «Хамаса», что они не поленились прокопать километровый туннель (!) на израильскую территорию, и поздним вечером 25 июня напали на танкистов. Трое соратников Шалита приняли бой, и погибли смертью героев. А Гели, хоть и числился капралом, но показал себя, мягко говоря, не великой отваги человеком. Не произведя ни одного выстрела, тотчас поднял руки вверх и очутился в плену, как оказалось, на долгие годы. А надо сказать, что пленные израильтяне — это очень дорогой товар в тех краях. Ведь израильское правительство, как и сам еврейский народ, всегда готовы в лепешку расшибиться лишь бы вернуть очередного своего «мальчика» домой целым. И это только в современном Израиле стали возможны ситуации, когда в обмен на шесть пленных солдат и … останки еще двух однажды освободили из тюрем 4599 боевиков, которые снова взялись за старое.
Так как гибель «мальчика» стопроцентно гарантировала падение правительства Государства Израиль и проигрыш с треском последующих выборов в кнессет израильским премьер-министрам, как левому Бараку, так и правому Нетаньяху не оставалось ничего другого, как вести долгие переговоры с похитителями Шалита, которые увенчались успехом лишь 18 октября 2011 года. Хамасовцы вернули Гели «всего» за 1027 плененных собратьев. Правда, вернули уже в неадекватном состоянии. Военное ведомство присвоило ему звание старшины, и тотчас объявило вечным инвалидом. Родные изолировали спасенного парня от окружающего мира в его родном кибуце, где тот пребывает до сих пор, боясь даже выйти на улицу.
Но тогда весной 2007 года никто не мог предположить, что все кончится так удачно. Маленький Израиль буквально с ума сходил по несчастному пленнику. На волне всеобщей истерии один из местных телеканалов быстро подсуетился, и снял сериал «Военнопленные» - о двух солдатах, проведших многие годы во вражеском плену целых 17 лет. Все 12 эпизодов прошли с невероятными для Израиля рейтингами, причем его взахлеб смотрели, как евреи, так и арабские граждане страны. Мало кто из них тогда обратил внимание на вопиющие ошибки сценаристов. Например, на то, что такое богатство, как двух израильских пленных, арабы просто не могли держать в плену семнадцать лет. И что тогдашний президент Сирии Хафез Асад, хоть и ненавидел евреев, но никогда бы не стал прятать двух из них в подземелье под своим дворцом. Кстати, выдумка с сирийской тюрьмой оказалась удивительно живучей. Авторы сериала Homeland отправили своего Броуди из Ирака отсиживать пять лет в тайном узилище под Дамаском. Неудивительно, что после этого американский сериал стал любимым для президента Обамы, объявившего крестовый поход против преемника Хафеза Асада.
Made in USA
Невероятно популярный на родине, израильский сериал «Военнопленные» оказался не востребован за её пределами. Во многом из-за монотонного течения сюжета и полного отсутствия экшна. Смотреть эту тягомотину было под силу только тем, кто реально имел еврейские корни, или близко знаком со специфической израильской жизнью. Тем удивительнее стало решение американского телеканала Фокс-ТВ приобрести лицензию на «Военнопленных». Пусть даже и лицензия эта была самая дешевая, и позволяла использовать только главную сюжетную линию о двух пленных. Спешно нанятая группа сценаристов сотворили из попавшей к ним «мелочевки» драматическую историю сержанта морской пехоты Николаса Броуди, который шесть лет отсидел в Сирии, пока его случайно не нашли спецназовцы и вернули на родину. Там все встретили бедолагу с распростертыми объятьями, и объявили национальным героем. Но одна слишком умная дамочка - Кэри Мэтисон, даром, что из ЦРУ, не поверила ему, и стала искать доказательства сотрудничества Броуди с террористами и подготовки им теракта в Вашингтоне.
Новый сериал получил название Homeland, которое с той поры стали переводить на русский язык исключительно, как «Родина». При этом наши переводчики не обратили внимание на одну деталь. После печальных событий 11 сентября в Штатах было создано Министерство внутренней безопасности, которому Белый Дом поручил координацию работы всех спецслужб, включая ЦРУ и ФБР, против мирового терроризма. И это супер — ведомство стало называться Homeland Security или просто Homeland. Согласитесь, что название «Внутренняя Безопасность» или, как вариант «Безопасность Отечества» больше подходит для антитеррористического сериала, чем слишком уж патетично звучащая, как у них, так и у нас, «Родина».
После того, как один из столпов американского телевидения FOX в последний момент передумал связываться со столь взрывоопасном материалом, права на его экранизацию отошли ко второразрядному кабельному каналу Showtime. Правда, осчастливленные богатым дядей кабельщики не имели миллионов ни на шикарные спецэффекты, ни на приглашенных суперзвезд. И им не оставалось ничего другого, как выбрать далеко не звездных, хотя и узнаваемых актеров. Так честь стать сержантом Броуди доверили британцу Дэмиену Броуди, успевшему засветиться лишь в одном рейтинговом сериале - «Жизнь», где его герой отсидел 10 лет в камере смертников. Главным аналитиком ЦРУ Соулом стал Мэнди Пантинкин, тогда еще возглавлявший группу охотников за маньяками в ФБР в сериале «Мыслить, как преступник». На роль жены Броуди выбрали бразильскую красавицу и модель Моренну Баккарин, с блеском сыгравшую роль Анны — зловещей предводительницы инопланетян в так быстро закончившихся «Визитерах».
Психованный психолог
Для успешной раскрутки нового проекта нужна была мега-звезда, пусть даже и немного потухшая. И, в конце концов, продюсерам Homeland удалось найти такую — Клэр Дэйнс. Ее биографию можно было бы преподавать начинающим актрисам в качестве пособия «Как правильно смоделировать карьеру». Клэр было всего 16, когда она стала известна всему миру, снявшись в культовой экранизации 1995-го года шекспировского творения «Ромео и Джульетта» в роли возлюбленной самого Ди Каприо. Юная актриса произвела тогда на всех столь сильнее впечатление, что Дэвид Камерон даже приостановил съемки «Титаника», решив поменять Кейт Уинслет на Клэр Дэйнс. Но девушка отказалась от столь заманчивого предложения из-за того, что … не хотела пропустить выпускные экзамены.
После этого рокового просчета Клэр лишь усугубила ситуацию, поступив на учебу в Йельский университет на психолога. Правда, режиссеры никогда не оставляли ее без внимания, но все фильмы, где она играла в свободное от семинаров время, обычно не выходили в широкий прокат. А после того, как единственная картина высшей категории с Дэйнс в главной роли - «Звездная пыль» с треском провалилась в 2007 году, актриса вообще перестала сниматься в больших проектах, выйдя замуж по очень большой любви за британского коллегу Хью Дэнси.
Новоиспеченной образцовой домохозяйке никак не удавалось осчастливить обожаемого мужа наследником, а денег на излечение бесплодия требовалось немало. Дэйнси не оставалось ничего другого, как вернуться к основной профессии. Роль вспыльчивой цэрушницы Кэри Мэтисон из Homeland она восприняла без особого энтузиазма, успокаивая себя только тем, что на заработанные деньги сможет пройти курс по борьбе с бесплодием в лучшей швейцарской клинике. Забегая вперед, скажем, что выполнить задуманное Дэйнси удалось — и между вторым и третьим сезонами она, наконец-то забеременела, и родила долгожданного сына Сайруса Кристофера. Надо отметить, что сценаристы Homeland весьма оперативно отреагировали на перемены в состоянии актрисы, сделав ее в это же время тоже беременной, естественно, от Броуди.
Вообще, уход от FOX, известного своим консерватизмом и резким отрицанием не только постельных сцен, но даже обнаженки в кадре, не мог не сказаться на пикантности сериала. Ведь только на кабельном телевидении с 21.00 вечера стал бы возможен показ столь откровенных сцен совокуплений Броуди и Мэтисон, как и эпизодов постепенного безумия главной героини. Между прочим, в первоначальном сценарии героиня Клэр была всего лишь ... нимфоманкой, снимающей в барах мужиков по вечерам после «защиты отечества». Идея наделить героиню еще и биполярным расстройством, или маниакальной депрессией, принадлежала дипломированному психологу Дэйнси. Она сыграла эту страшную болезнь так натурально, что актрису буквально завалили наградами — тремя «Золотыми Глобусами», тремя «Эмми» и еще с десяток менее значительных премий.
Вот благодаря удивительному стечению обстоятельств, удачи и, разумеется, высокому профессионализму всей съемочной группы появился суперсериал, который вот уже пятый год собирает сумасшедшие рейтинги не только в США, но еще в 60 странах мира. Сериал, который принес своим создателям уже более миллиарда доходов, причем не только от рекламы, но и продажи лицензий на собственное творение.
Ремейк ремейков
Так уж получилось, что Россия стала едва ли не первой страной, рискнувшей выложить еще в 2011-м году по одним данным - миллион, по другим — все три, за право создания русской версии приключений морпеха и агентессы. Столь рискованным покупателем оказался главный официальный канал страны - «Россия». Понять телевизионщиков было совсем нетрудно — денег из государственной кормушки у них было в избытке, но в войне телерейтингов они постоянно проигрывали «Первому». Вот тогда на Пятой улице Ямского поля и решили одолеть вечного соперника с помощью заграничного чудо-оружия — Homeland.
Сама мысль доверить съемки нового сериала обычному режиссеру и снять малоизвестных актеров показалась для боссов «России-1» кощунственной. Со своими миллионами они явно решили шикануть, сделав ставку на суперзвезд. Сначала посадили в режиссерское кресло - Павла Лунгина, создателя знаменитых фильмов «Остров», «Царь» и «Дирижер». Спору нет, прекрасного режиссера, у которого было только два малюсеньких недостатка. Во-первых, прежде он никогда не снимал полноценные сериалы. Во-вторых, не был замечен в создании шпионских и, вообще динамичных фильмов.
Между прочим, в современном телевидении уже давно привлекают популярных кинорежиссеров к созданию сериалов. И прежде эта уловка всегда срабатывала на все сто. Будь то Стивен Содерберг в «Больнице Никербокер», Мартин Скорсезе в «Подпольной империи», Дэвид Финчер в «Карточном домике». Или, если вернемся в родные пенаты, Сергей Урсуляк в «Ликвидации», Владимир Хотиненко в «Бесах». Но в случае с Лунгиным итоговый результат получился, мягко говоря, не столь однозначным.
Все началось с того, что время действия - а условия лицензии это позволяли - перенесли из нашего времени в 1999-й год. Последний, согласно официальной нумерологии, «лихой год в истории новой России». Сказав «А», нужно было говорить и «Б» . И завязку нашей версии перенесли еще на шесть лет. Получилось так, что два спецназовца ГРУ проникали в Чечню в предвоенный девяносто третий год, и попадали в руки хозяйничавших там арабов, которые сразу же начинали их жестоко пытать, требуя раскрыть дислокацию российских войск, которых тогда в Чечне и следа не было. Как, впрочем, и арабских боевиков — легендарный Хаттаб объявился там только в конце первой войны.
Наши спецслужбы, конечно, засылали агентов в мятежную республику, но, естественно, чеченцев. Преимущественно, из оппозиционных Дудаеву тейпов. Порой среди них попадались и кадровые военные славянского происхождения. И если их ловили, то чеченцы, не желавшие тогда рвать отношения с ельцинской администрацией и своим главным спонсором Березовским, немедленно возвращали горе-шпионов в Россию за определенную мзду, разумеется. В таких условиях ни один тамошний отморозок никогда бы не решился отказаться от выкупа и долгие годы держать в подвале офицера ГРУ, на котором можно было бы неплохо и быстро заработать.
Конечно, великий Лунгин не нисходил до подобных мелочей, поэтому превратил шпионский триллер в этакую ностальгическую мелодраму. Отсюда никак не вписывающаяся в сюжет заставка с Терешковой, Брежневым и ГКЧП. И тщательность в показе деталей жизни 1999-го года с огромными мобильниками-раскладушками, подержанными заграничными авто, бутылками давно уже почившей в бозе водки «Кремлевская».
Правда, на весь сезон режиссера не хватило, и под конец он и его команда стали допускать один ляп за другим. Тут и постоянно потребляющий спиртное главный герой - истовый мусульманин. Героиня в макияже «смоки айс», вошедшим в моду только в нулевых. Вопиющая некомпетентность охраны, отправившей под огнем снайпера главных силовиков России через всю Красную площадь в Мавзолей, тогда как Спасские ворота были всего в двух шагах. Наконец, главный прокол путешественников во времени - огромная «плазма», с помощью которой Брагин в июне 1999-го общался с Бен Джалидом.
В версии Лунгина единственным явным отличием между американским сериалом и его русской «калькой» - стала фигура главного злодея - беспринципного депутата Думы, коррупционера и просто нехорошего человека — Басова в исполнении актера с фамилией Мерзликин.
Просчет за просчетом!
Желание положиться на верных друзей Машкова и Маковецкого сыграло с Лунгиным дурную шутку. Главный аналитик ФСБ в результате заговорил голосом придурковатого князя из мультсериала «Три богатыря», а сам Маковецкий напомнил всем Фиму Петрова из «Ликвидации». Заигранный повсюду Машков вообще сначала выглядел вылитым Распутиным, потом превратился в подполковника Гоцмана из той же «Ликвидации», а в последних сериях стал удивительно походить на бывшего капитана Смирнова из «Пепла».
И все таки самой большой неудачей россиян стал выбор исполнительниц. Мало того, что Лунгин выбрал исключительно потрепанных жизнью представительниц слабого пола — от Марии Мироновой до той которотышки - «эстонской террористки». Но больше всего мэтр промахнулся с главной героиней. Для ее аналога была выбрана известная в узком кругу весьма импульсивная по жизни актриса Виктория Исакова, засветившаяся только в «Охоте на пиранью» в компании того же Машкова. Если у американцев героиня Клэр мастерски страдала на экране от шизофрении и одиночества, то у нас же одетая точь-в-точь, с похожей стрижкой и пилюлями Исакова предстала вечно озабоченной, безумной стервой, которая неизвестно как проникла в «контору». И это при строжайшем контроле за здоровьем гэбистов, который действовал еще с советских времен.
Повесят ли Брагина?
Обычно продюсеры дорогостоящих проектов дожидаются хотя бы первой недели проката, чтобы потом решить их судьбу. На этот раз о работе над 2-м сезоном объявили еще за месяц до теледебюта, словно продюссеры заранее были уверены в успехе. И сложилась странная ситуация: сериал возненавидели чуть ли не все зрители во главе с вице-премьером Рогозиным, но с первого же эпизода «Родина» стала собирать прямо-таки фантастические рейтинги. Тут либо телеаналитики бесстыже водят нас за нос, либо тот случай, когда мнение пары тысячи профессиональных оценщиков не отражает настроений миллионов.
Между тем в сети уже закончили выкладывать четвертый сезон Homeland, но уже без Броуди. Его, как не оправдавшего доверия, в конце третьего года показа повесили на площади «Свободы» в Тегеране на глазах глубоко беременной от него Кэри Мэтисон. Казалось бы, после ликвидации главного героя рейтинги сериала должны были пойти вниз. Но нет, они только еще больше выросли. Более того, сценаристы стали постоянно намекать, что хитрые иранцы казнили двойника Броуди, а настоящий сержант еще жив. И миллионы зрителей продолжают, затаив дыхание, следить за новыми сериями Homeland.
Это в ремейке. А вот будут ли россияне в ремейке ремейка смотреть за новыми похождениями полковника, еще большой вопрос. Экономический кризис, который не мог не сказаться и на телевидении, вынудил авторов «Родины» и «Россию — 1» втиснуться в двухсезонный формат. А это значит, что уже в следующем году авторам придется избавиться от Брагина. При их страсти во всем копировать американцев не удивлюсь, если героя Машкова повесят где-нибудь на Украине или ему просто отрубят голову в каком-нибудь Йемене.
Предлагаем прокомментировать статью на нашей странице в Facebоok.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.