globallookpress.com
На январь канал «Домашний» запланировал показ долгожданного, и не только для телезрительниц, продолжения культового сериала «Великолепный Век» — «Султанша Кесем». Но, похоже, что после всех известных событий эта мелодраматическая сага так и не дойдет до России.
Не дойдет не только потому, что может стать очередной жертвой «всенародной борьбы с засильем туретчины» в России. Еще из-за чисто турецких разборок, в которые оказались вовлечены создатели сериала, осмелившиеся бросить вызов проводимой в стране политике «нео-османизма». И навлекшие на себя гнев самой «принцессы» - любимой дочери Реджепа Эрдогана — Сумийе. Всем в Турции давно известно, что ради нее «султан» Реджеп перегрызет глотку любому, а в данном случае может спокойно закрыть сериал уже после первого сезона по стандартному — для современных турецких реалий — обвинению в очернении (фальсификации) славной истории османов и подрыве моральных устоев (духовных скреп) «великой турецкой нации».
История повторяется
А ведь все это уже было! Два с половиной года назад автор этих строк в выложенном на этом же сайте материале «Великолепный век: страшная месть Раиса» рассказывал о неудовольствии, которое вызвал у тогдашнего премьера Реджепа Эрдогана изначальный «Великолепный век». Главного турецкого телезрителя покоробил тот факт, что о деятельности Сулеймана Великолепного — его далекого предка (Реджеп Тайипович вбил себе в голову, что род Эрдоганов ведется от сына первенца Сулеймана - несчастного Мустафы) телезрители узнали через решетчатое окно гарема-сераля, где всем заправляла коварная славянка Хюррем, которую к тому же сыграла полунемка Мириам Уэзерли.
Но тогда, летом 2013 года, Турция еще была более-менее демократической страной. Поэтому на неудовольствие главного босса создатели «Великолепного века» отреагировали спокойно, ограничившись увольнением непонравившейся настоящему «султану» Уэзерли. Правда, вскоре выяснилось, что уволили актрису скорее за вопиющее нарушение контракта: беременность вне брака. Однако тогда уход первой Хюррем благополучно замяли. Авторы на сериальной машине времени перепрыгнули на лет двадцать вперед — в последние годы Роксаланы, для которых потребовалась актриса средних лет. Поэтому первый «накат» премьер-министра на сериал закончился относительно благополучно.
Двойной облом для «принцессы»
14 июля 2014 года с небывалыми рейтингами была показана последняя, 138-я серия «Великолепного века». И вся страна, а вместе с ней половина земного шара, замерли в ожиданнии: а что же дальше? По законам телебизнеса нужно было немедленно снимать продолжение суперрейтингового сериала. И создатель всего проекта Тимур Савджи оказался перед непростым выбором. Как из огромного паноптикума дегенератов, маньяков и просто злодеев на султанском троне, найти хотя бы одну душещипательную лав-стори? В конце концов после долгих поисков и консультаций с историками телегруппа нашла, что искала: историю султана Ахмеда и его греческой рабыни — Анастасии, которую сначала в гареме окрестили Махпейкер (в переводе «Луноликая»), а потом Кесем — в смысле «самая любимая». Они прожили вместе почти полтора десятилетия, пока Ахмед во время очередной прогулки по столице не подцепил завезенный из Европы тиф и не скончался безвременно. Но к тому времени его вдова обрела такую власть в государстве, что фактически правила империей в течении следующих четырех десятилетий, ликвидируя один заговор за другим.
Что и говорить, весьма трогательная, и куда более захватывающая, чем у Хюррем с Сулейманом, история. Притом на увлекательном фоне турецкого аналога нашего «века императриц», который османоведы впоследствии окрестят «султанатом женщин». Но сделав ставку на Кесем, генпродюсер Савджи невольно пошел против новой генеральной линии Эрдогана, взявшего курс на возвращение «женщин к истокам». А истоки в понимании нынешнего турецкого автократа — это крепкая семья, как можно больше детей, жизнь по законам шариата, и единственный муж, которого жена денно и нощно должна ублажать и пылинки с него сдувать. Можете представить, как расстроился Эрдоган, когда узнал, что главными героями самого рейтингового телепроекта в вверенной ему всевышним стране станут подкаблучник Ахмед и его греческая наложница — Анастасия.
Но это еще было полбеды! В тот момент, когда Настя во время очередной попытки сбежать из гарема буквально свалилась на руки Ахмеду, будущим голубкам было всего по 14 лет. И по первоначальному плану играть Кесем должна была 12-летняя Гюнеш Гезихе Сенсой, единственным достоинством которой было... родство с Эрдоганами. Гюнеш приходилась двоюродной племянницей президенту Эрдогана, и находилась под покровительством своей старшей кузины — Сумийи.
Надо признать, что четверо детей Реджепа Тайиповича оказались предприимчивыми особами, зарабатывающими буквально на всем, к чему могли дотянуться. И приносящими в семейный бюджет примерно до одного миллиарда долларов ежегодно. Как утверждают, его старший сын подмял под себя контрабанду, захваченной исламистами нефти из Сирии и Ирака, его брат занялся крышеванием мафиозных банков, а старшая дочь сумела выйти замуж за главного нефтяного олигарха Турции. Младшая же — та самая Сумийе решила установить контроль над самым прибыльным сегментом местного шоу-бизнеса — производством киносериалов. А это, как минимум, два миллиарда долларов.
Беззастенчиво пользуясь своим родством с самым могущественным человеком в Турции, Сумийе «попросила» пристроить в будущий проект маленькую кузину Гюнеш, которая давно мечтала засветиться в «Великолепном веке». Не столько ради будущей актерской карьеры, сколько для того, чтобы потом похвастаться участием в съемках перед одноклассницами элитного лицея под Женевой. Правда, во время проб элитной претендентки стало ясно, что кроме дальнего родства с президентом ничем другим, девочка похвастаться не может.
Под предлогом возможных обвинений в «пропаганде педофилии» Савджи дал от ворот поворот племяннице президента, и распорядился найти девушку не моложе 18 лет. Его помощники за считанные недели провели рекордный в истории турецкого телевидения кастинг. Было просмотрено более 60 тысяч претенденток, включая и около двух тысяч юных европеек. Столь большое число иностранок объяснялось тем, что Кесем была гречанкой, и всю жизнь говорила со страшным акцентом. В итоге всех опередила молодая, и якобы совсем не блатная землячка героини по фамилии Тсилимпиу и со знаковым для турецкой истории именем … Анастасия!
Выбор телепродюсеров потряс местных националистов. Ведь в иерархии вечных врагов османов греки издавно занимают место в первой тройке, уступая только курдам и армянам. И как бы не оправдывал Савджи свой выбор необходимостью исторической достоверности, но младшая дочь Эрдогана восприняла победу греческой Анастасии как личное унижение всего президентского клана.
Вот с того дня «наследная принцесса» фактически объявила войну телевизионщикам, и через подставных лиц принялась скупать акции, производящей сериальную продукцию компании - «Тимз продакшн».
О времена, о нравы!
Еще большую опасность для будущего «Великолепного века-2» представляют местные националисты, которым с недавних пор стал открыто покровительствовать Эрдоган. Этим фанатикам, которых прежде звали «серыми волками» и на порог приличного дома не пускали, новый сериал не понравился еще больше. Их стараниями в турецкой прессе началась масштабная кампания против «очернительства отечественной истории».
С другой стороны, какой был выбор у Савджи? Рассказывать о пришедшим после Сулеймана Селиме съемочная группа не сочла возможным. Любимый сын Роксаланы, как утверждают историки, оказался полным ничтожеством, которого народ наградил совсем не подобающим для мусульманина прозвищем «Пьяница». К тому же выбранная лично Хюррем для «родной кровинушки» венецианская наложница Сесилия Баффа - Нурбану, оказалась интриганкой похлеще Роксоланы. С нее и началась эпоха раздоров и интриг, в итоге погубившая империю османов.
Ген деградации, унаследованный от Селима, сильно сказался на умственных способностях потомков Сулеймана. Они превратились в похотливых сибаритов, которые только пьянствовали и предавались плотским утехам в своем гареме, численность которого к концу ХVI века достигла грандиозных размеров — примерно пятисот наложниц- одалисок (не считая четырех, положенных султану законных жен). Любопытно, что даже в таких интимных вопросах турки оказались невероятными бюрократами. Каждое соитие с женой, не говоря уже о наложнице, тщательно фиксировалось специальным, наблюдавшим в глазок за забавами повелителя, евнухом. Отчет об увиденным заносился в специальную книгу. После рождения ребенка его мать немедленно выбывала из числа одалисок. И неизвестно, что было лучше — родить сына и стать младшей султаншей, или же родить дочь, и превратиться в элитную наложницу. С одной стороны, статус султанши позволял ей покинуть надоевший дворец. С другой, в случае смерти султана его наследник начинал с того, что приказывал убить всех сводных братьев. В случае рождения дочери, одалиска вполне могла безбедно дожить до глубокой старости, и даже стать свидетельницей, как ее принцессу выдадут замуж за какого-нибудь визиря.
В 1562-м году в султанский сераль попала одна из главных героинь нового сериала — знатная невольница Софья Баффа (по иронии судьбы племянница жены Селима). Обстоятельства порабощения дочери венецианского губернатора Корфу по сей день вызывают много кривотолков. Многие историки убеждены, что нападение на корабль с 12-летней, красивой не по годам, девочки было специально подстроено венецианской разведкой, решившей таким образом внедрить свою шпионку в гарем. В пользу этой версии говорит то, что София к моменту ее доставки в Константинополь уже прекрасно разговаривала на турецком, и обладала невероятной даже на фоне натренированных одалисок гибкостью. Неудивительно, что наследник престола Мурад Мехмед влюбился в столь «сладкий персик» с первого взгляда, и не расставался с любимой, получившей прозвище «Сафийя», до последнего вздоха. Впрочем, таковы уж были законы сераля, наличие постоянной метрессы вовсе не мешало султанам искать удовольствие на стороне — при такой-то вариативности!
Когда его старший сын от Софии Мехмед III взошел на трон, то обнаружил 19 сводных братьев и пять одалисок, беременных от его отца. Со своими родственниками Мехмед разобрался быстро. Приказал страже одновременно удавить их шелковыми веревками, а брюхатых наложниц зашить в мешки и выкинуть со скалы в воды Босфора. После чего с чувством выполненного долга новый султан отправился на заседание своего «Дивана» (аналог нашего Совета безопасности). Почтенные муфтии и визири ожидали первых слов нового правителя, чтобы по древней традиции определить перспективы его правления. И султан не «подвел» их. Подпоясавшись мечом Сулеймана, новый падишах раскрыл рот и гаркнул: «Я голодный! Хочу есть, принесите мне еды!»
После этого уже никто не удивился, когда на Империю обрушилась пять подряд неурожайных лет, постоянные засухи, наводнения, голод и прочие 33 несчастья. Кстати, именно на правление Мехмеда и пришелся первый недружественный акт Турции против России. В 1594-м году в Константинополь из Москвы прибыл дьяк Данило Исленьев с верительными грамотами посла тогдашнего царя Федора Иоанновича. Сразу по прибытию в столицу русский посол отправился представляться во дворец, и там сгинул. Как и в случае со сбитым самолетом, контрабандой нефти, не говоря уже о геноциде армян вековой давности, турки до сих пор отказываются признать свою вину в исчезновении посла. Говорят, что посланник царя Федора одним из своих ответов так прогневил падишаха правоверных, что Мехмед собственноручно отрубил незадачливому послу голову.
А потом верные янычары сбросили мертвое тело посла в идеальное для таких случаев прибежище — Босфор. Между прочим, тогда за такое унижение Россия так и не послала османам «ответку» и не ввела никаких санкций. Истинный правитель страны — боярин Борис Годунов, наступив на горло собственной гордыне, счел исчезновение своего посла не поводом полностью рвать отношения с могущественной Оттоманской империей, и спустил все дело на тормоза.
Нет повести печальнее на свете!
Вот мы и подошли к главным героям сериала, точнее их историческим прототипам. Они случайно познакомились в гареме, когда Ахмед еще был только наследником престола, а похищенная с одного из островов в Эгейском море Настя не знала ни одного слова по-турецки. Возникшая между местными Ромео и Джульеттой мгновенная страсть переросла в глубокую любовь, которая продолжалась 14 лет. Все эти годы Ахмед, как и его прадед Сулейман, знал только одну женщину, не обращая внимания на остальных обитательниц гарема. Их любовь оказалась невероятно плодовитой — по одним данным, Кесем родила восемь детей, по другим 12. Согласно историческим хроникам, Ахмед был так влюблен в свою «луноликую», что мог целыми неделями не покидать ее покоев. И это при том, что светловолосая красавица была чуть ли не постоянно на сносях. Но даже в таком пикантном положении, не говоря о прочих женских недугах, Ахмед проводил у нее буквально каждую ночь, ведь он мог выспаться только положив голову на ее грудь. Неудивительно, что неожиданная смерть обожаемого супруга буквально потрясла Кесем.
Понимая, что ее маленькие сыновья еще не способны править, гречанка провернула хитроумную комбинацию — с помощью подкупленных янычар возвела на престол младшего брата мужа — Мустафу. В свое время прозорливая Кесем убедила мужа пощадить страдавшего с детства слабоумием принца. В результате Мустафа стал идеальным для нее прикрытием, позволившим султанше править следующие восемь лет. А затем после неожиданной смерти султана от отравленного шербета, приподнесенного самой Кесем, власть перешла к первенцу ее мужа (от другой жены) совсем еще юному Осману.
Когда тот попытался было ослабить влияние всемогущей мачехи, Кесем организовала мятеж любимых янычар, во время которого юного султана «случайно» зарезали. И только тогда власть перешла к старшему сыну султанши — Мураду. Через несколько лет тот попытался избавиться от матери, обвинив ее в организации убийства своих предшественников. Но очередной мятеж янычар и неожиданно объявленная союзником Кесем (персидским шахом) война Турции заставила султана срочно покинуть столицу. И вскоре и этот султан нашел свою смерть. Причем убила его турецкая, а не персидская стрела.
После смерти Мурада, который остался бездетным (любимая мамочка позволяла ему общаться только с бесплодными наложницами), трон унаследовал его младший брат — Ибрагим. Специально для своего любимчика мама Кесем распорядилась найти самую красивую рабыню по имени опять же Анастасия. Выполняя приказ правительницы, в столицу свезли более двух сотен похищенных Насть со всей империи и ближайших к ней земель. Из несчастных, плачущих девочек, султанша выбрала юную украинку из-под Львова и сама взялась за ее обучение. Она думала, что воспитывает себе преемницу, но, как оказалось, пригрела на груди змею подколодную. Когда Турхан (так назвали новую Анастасию) выполнила свое главное предназначение и родила наследника, ей надоело мириться с всевластием свекрови. И в один из летних дней 1651 года, пригласив валиде-султаншу на роскошный обед в свои покоях, собственноручно отравила Кесем, которая правила Османской империей рекордные 34 года.
Любопытно, что на этом посту султаншу сменила именно Турхан, которая крепко держала бразды правлении следующие три десятилетия, умело манипулируя безвольными сыновьями и внуками — потомками Хюррем и Кесем.
Что же дальше?
Показ столь захватывающего действа начался по турецкому телевидению в начале ноября. Начался с неприятного для фанатов известия о том, что популярнейшая актриса Берен Саат (она должна была играть Кесем в самом расцвете могущества) отстранена от съемок во втором сезоне. Якобы из-за того, что в нарушении контракта осмелилась посетить ночной клуб в юбке до колен и с неизвестным мужчиной. Однако, как все шепчутся в стамбульских чаёвнях, красавицу уволили по личному приказу «самого». Дело в том, что Берен поучаствовала в оппозиционном митинге, во время которого принялась скандировать в прямом эфире под камеру: «Эрдогана в отставку!», «Президента под суд!».
Так что теперь будущее этого проекта оказалось в руках «принцессы». Если Сумийе, которая уже контролирует 30% «Тимз продакшн» захочет еще больших перечислений на офшорные счета семейства, она позволит доснять «Великолепный век-2». Но если в планах у нее — заполучить контрольный пакет, то «эрдоганиха» сделает все, чтобы потопить сериал. А потом кардинально поменять всю концепцию псевдоисторических телесериалов.
Вместо того, чтобы «позорить» страну, начать прославлять ее, убрав из многосерийных фильмов всякое упоминание о плотских утехах и гаремах. Уже всерьез в ее окружении рассматривается идея снять сериал о единственной заметной (Крымская война и самолет не в счет) победе турок над русскими — Прутском походе Петра I. Напомним, что в июле 1711 года русская армия попала в глупейшую западню в Молдавии. Вряд ли бы император с гвардией и многочисленной свитой (в поход Петр отправился, как на пикник, с дипкорпусом и всеми фрейлинами) выжили тогда, не приди им на помощь Екатерина Алексеевна. Оказавшись на грани полного краха, царь отправил верную любовницу к верховному визирю с огромной взяткой и позорным предложением вернуть Швеции всю завоеванную Прибалтику и уничтожить флот за одно только согласие отпустить его обратно в Россию.
Согласно турецкой версии, визирь взятку охотно взял, помогать шведам не стал, ограничился только уничтожением всех российских баз на Азовском море. Но в качестве своеобразного бонуса захотел от подруги русского царя то, что обычно требует мужчина от женщины с подобной репутацией. Екатерина вынуждена была уступить, поскольку иного выхода не было. Но и похотливый визирь после письма шведского короля Карла XII,был награжден шелковым шнурком от султана, на котором тот и удавился.
Что ж, история захватывающая. Непонятно только одно: как турки собираются обойтись в экранизации без намека на «это», если (на полном серьезе!) собираются пригласить на роль «спасительницы России» само воплощение секса во всей его несокрушимой мощи — Анну Семенович!
Читайте также: «Великолепный век»: страшная месть «Раиса»
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.