Швейцарский профессор Фрэнсис Шварц, похоже, смог разгадать секрет великого Антонио Страдивари, который не давал покоя многим поколениям скрипичных дел мастеров. Отчего же скрипки Страдивари звучат так уникально?
Великий мастер из Кремоны не сразу создал тот тип инструментов, которые сейчас именуют скрипками Страдивари. Долгое время (с 1660-го по 1683 год) он работал в стиле своего учителя Николо Амати, проводя эксперименты над его большой моделью. Тогда Антонио Страдивари делал самые крупные в Италии скрипки, выдававшие сопрано (очень высокий тембр).
В 1690 году мастер впервые отошел от традиций своего учителя и создал тип так называемой удлиненной скрипки: ее ширина была меньше, чем длина и она обладала более плоскими сводами. Новомодная модель не имела особого успеха, поэтому через восемь лет Страдивари вновь возвращается к стилю Амати (на этот раз братьев Антонио и Джироламо). И лишь в 1700 году, на 56 году жизни мастеру сопутствовал успех - Страдивари сконструировал свою модель, которая теперь известна во всем мире.
До 1716 года длился так называемый золотой период, во время которого кремонский волшебник создал лучшие по концертным качествам инструменты. В тембре "золотых" скрипок, альтов и виолончелей этого периода выявляются более высокие обертоны и звучание приобретает особую "дальнобойность" (звук заполняет самые большие залы). Именно эти творения сейчас называются "настоящими Страдивари", и обладать таким чудом стремится каждый музыкант, играющий на смычковых инструментах.
Изучая биографию мастера, можно предположить, что за долгие годы поисков он смог разработать какую-то свою уникальную технологию изготовления скрипок. Однако достоверно известно, что Антонио Страдивари никому о ней не рассказывал и даже его сыновья, унаследовавшие от отца мастерскую, не смогли обнаружить ни одной записи о том, как надо делать скрипки.
Более того, пресловутый "секрет Страдивари" долгое время не удавалось раскрыть и при использовании современных научных методов — исследования показали, что древесина, лак и прочие ингредиенты, которые использовал мастер, принципиально ничем не отличались от тех, с которыми работали его конкуренты и ученики.
И вот недавно ученые, похоже, вплотную приблизились к раскрытию тайны великого мастера. Швейцарский профессор Фрэнсис Шварц из Федеральной лаборатории материаловедения и технологий нашел простой метод изменения акустических свойств скрипки, заключающийся в обработке скрипичной древесины специальными грибками Physisporinus vitreus и Xylaria longipes. Разлагая древесину, они делают ее менее плотной, но не рыхлой. А именно это свойство и делает звучание скрипок Страдивари уникальным.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.