стоп-кадр YouTube
«Если бы кто-то подал заявку на получение гранта на исследования путешествия во времени, он был бы немедленно уволен», — пишет физик Стивен Хокинг в своей книге «Краткие ответы на большие вопросы».
Он был прав. Но он также был прав, что вопрос о том, возможно ли путешествие во времени, является «очень серьезным», к которому все еще можно подойти научным путем, считает Питер Миллингтон из Ноттингемского университета (Великобритания).
Утверждая, что наше нынешнее понимание не может это исключить, Хокинг, похоже, был осторожно оптимистичен. Так, где же этот рубеж? Сегодня мы не можем построить машину времени, но, возможно, сможем в будущем?
Начнем с нашей повседневной жизни. В современном мире мы принимаем как должное способность звонить нашим друзьям и семье, в какой бы точке мира они не находились, чтобы узнать, что они сейчас делают. Но есть кое-что, чего мы никогда не узнаем. Сигналы, приносящие их голоса и изображения, движутся непостижимо быстро, но этим сигналам все еще требуется конечное время, чтобы достичь нас.
Наша неспособность получить доступ к «сейчас» кого-то, кто находится от нас далеко, лежит в основе теории пространства и времени Альберта Эйнштейна. Физик говорил, что пространство и время являются составляющими одного целого — пространства-времени, и что мы должны быть готовы думать о расстояниях во времени, поскольку мы находимся на расстоянии в пространстве.
Предложение Эйнштейна использовать для пространственно-временного континуума универсальную величину — скорость света, произвело революцию в научном мире.
Скорость света является на сегодняшний день самым быстрым сигналом, что создает фундаментальный предел того, как скоро мы сможем узнать о том, что происходит в других частях Вселенной. Отсюда появляется принцип причинности, устанавливающий допустимые пределы влияний событий друг на друга. Это серьезный теоретический шип для сторонников путешествия во времени.
Теперь, если скорость света универсальна, мы должны измерить ее как таковую - 299 792 458 метров в секунду в вакууме - как бы быстро мы ни двигались. Эйнштейн понял, что следствием абсолютной скорости света является то, что пространство и время сами по себе быть не могут.
И оказывается, что движущиеся часы будут тикать медленнее, чем те, которые стоят на месте. Другими словами, чем быстрее вы двигаетесь, тем медленнее ваши часы тикают относительно тех, которые стоят либо, в данном контексте, остались в прошлом. Слово «относительно» здесь имеет ключевое значение: время пройдет нормально для вас, но для всех, кто живет в обычном ритме, вы будете двигаться в замедленном темпе.
Если бы вы двигались со скоростью света, то в определенный момент время для вас просто остановилось бы, а для остальных будущее ушло бы далеко вперед.
Итак, что, если мы будем двигаться быстрее скорости света, будет ли время для нас бежать назад, как говорила научная фантастика?
К сожалению, чтобы разогнаться до такой скорости, а тем более быстрее, требуется бесконечная энергия, объяснил ученый. Но даже если бы мы смогли это сделать, время не просто бежало бы назад. Вместо этого стало бы вообще бессмысленно говорить о прошлом и будущем. Принцип причинности будет нарушен, а понятие причины и следствия потеряет свой смысл.
С другой стороны, есть еще одна возможность: теория струн. Согласно ей пространство-время имеет 11 измерений: одно — временное, остальные пространственные, семь из которых не оказывают на нас никакого воздействия. Можем ли мы использовать эти дополнительные измерения для уменьшения времени и пространства? Хокинг, по крайней мере, этого не отрицал.
Так возможно ли путешествие во времени? Наше нынешнее понимание этого не исключает, но ответ, скорее всего, нет. Теории Эйнштейна не описывают структуру пространства-времени в невероятно малых масштабах.
И хотя законы природы часто могут полностью противоречить нашему повседневному опыту, они всегда самосогласованны и оставляют небольшие пространства для парадоксов, которых становится очень много, если мы пытаемся установить принцип причинности в научно-фантастическом путешествии во времени.
Несмотря на игривый оптимизм, Хокинг признавал, что неоткрытые законы физики, которые когда-нибудь заменят законы Эйнштейна, могут помешать крупным объектам, как, например, люди, надеяться на случайный прыжок во времени. Ученые называют это «гипотезой защиты хронологии».
«Независимо от того, появятся ли в будущем машины времени, мы можем удовлетворить свое любопытство, когда поднимаемся на гору или просто едем в машине — в этот момент мы меняем тиканье часов. Так что, в каком-то смысле это и есть путешествие во времени. Помните, что вы уже есть, просто не так, как вы бы хотели», — заключил физик.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: