NASA
Группа исследователей впервые обнаружила и выяснила природу мощного извержения в атмосфере активной звезды HR 9024, отмеченное интенсивной вспышкой рентгеновского излучения с последующим выбросом гигантского пузыря плазмы. Это первый раз, когда выброс корональной массы (CME) был замечен на звезде в другой системе.
В работе, опубликованной в журнале Nature Astronomy, использовались данные, собранные рентгеновской обсерваторией NASA Chandra. Результаты подтверждают, что CME возникают в магнитно-активных звездах и имеют отношение к звездной физике. Кроме того, они открывают возможность для систематического изучения этих явлений.
«Методика, которую мы использовали, основана на мониторинге скорости плазмы во время вспышки звезды», - рассказала руководитель исследования Костанца Аргироффи. «Это связано с тем, что, по аналогии с солнечной средой, ожидается, что во время вспышки плазма, заключенная в корональной петле, где, собственно, она и происходит, движется сначала вверх, а затем вниз, достигая нижних слоев звездной атмосферы. После этого возникает дополнительное движение, всегда направленное вверх из-за CME», - добавила она.
Команда проанализировала особенно благоприятную вспышку, которая произошла на активной звезде HR 9024, на расстоянии около 450 световых лет от нас, с помощью спектрометра HETGS, установленного на Chandra, пишет Phys.org.
Результаты четко показали, что во время вспышки очень горячий материал (от 32 миллионов до 81 миллиона градусов по Цельсию) сначала поднимается, а затем падает со скоростью 362 000 – 1 500 000 км/ч. Это открытие полностью согласуется с ожидаемым поведением материи во время таких выбросов.
«Мы никогда не были настолько уверены в том, что наши прогнозы о природе вспышек на звездах могут быть настолько точны, поскольку все знания, имеющиеся у нас на сегодня, основаны на наблюдениях за солнечной средой, где даже самые экстремальные вспышки в сто тысяч раз менее интенсивны по своему рентгеновскому излучению», - пояснила Аргироффи.
«Однако самым важным моментом в нашей работе является другое: после вспышки мы обнаружили, что самая холодная плазма - при температуре всего лишь 12 миллионов градусов по Цельсию - поднималась из звезды с постоянной скоростью около 300 000 км/ч. И это именно те данные, которые мы ожидали получить для CME, связанных со вспышкой», - заключила ученый.
Помимо скорости, астрофизики также смогли установить массу исследуемой корональной вспышки, которая оказалась равна двум квинтиллионам фунтов, примерно в десять тысяч раз больше, чем самые массивные выбросы на Солнце. Это говорит о том, что CME в активных звездах являются более крупными версиями солнечных вспышек. Тем не менее, наблюдаемая скорость CME оказалась значительно ниже, чем предполагали ученые, что указывает на менее эффективное магнитное поле активных звезд, придающее ускорение выбросу, чем магнитное поле нашего Солнца.
Материал подготовлен Татьяной Артюховой
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: