Российское правительство намерено предоставить гражданам с психическими расстройствами право самостоятельно заключать сделки и совершать другие юридически значимые действия — перечень разрешенного определит суд.
Такие поправки планируется внести в ст. 29 Гражданского кодекса, изменения подготовлены ко второму, ноябрьскому чтению пакета президентских поправок в ГК, пишут сегодня «Известия».
По замыслу правительства, сделки теперь сможет совершать не только опекун гражданина, признанного недееспособным из-за психического расстройства, но и сам душевнобольной, отвечая за такие сделки собственным имуществом. Степень свободы человека будет определять суд при принятии решения о признании гражданина недееспособным. При этом подать заявление в суд о такого рода частичной реабилитации сам больной не сможет — это право будет у членов его семьи, опекунов и органов опеки и попечительства.
Признать человека недееспособным или ограниченно недееспособным может только суд, в который заинтересованная сторона подает соответствующее заявление. В качестве заинтересованной стороны могут выступить, например, родственники больного (жена, дети, родители), которые понимают, что болезнь прогрессирует, а человек своими действиями может нанести себе и им имущественный вред. К примеру, может продать квартиру за неадекватную сумму случайному знакомому. Для подачи заявления должны быть веские основания, просто показать на человека пальцем и сказать, что он болен, нельзя — нужны доказательства, как письменные, так и свидетельские. Если судья сочтет доказательства достаточными, он, не являясь, естественно, специалистом по психиатрии, вынесет постановление о проведении психолого-психиатрической экспертизы.
В государственном Институте законодательства и правоведения, который готовил первую версию президентских правок в ГК, поправка о правах душевнобольных была разработана Минюстом после принятия Конституционным судом решения по делу инвалида детства Ирины Деловой, живущей в психоневрологическом интернате в Санкт-Петербурге.
В 2010 году Делова была признана недееспособной и лишилась возможности распоряжаться своей пенсией, хотя была в состоянии принимать решения на уровне бытовых сделок. Этим летом Конституционный суд рассмотрел заявление Деловой и решил, что до 1 января 2013 года необходимо внести поправки в законы. В КС считают, что права душевнобольных надо дифференцировать в зависимости от фактической способности понимать значение тех или иных действий.
Эксперты указывают, что разработанные Минюстом поправки не содержат дифференцированной в зависимости от заболевания системы правомочий душевнобольных. Все обязанности перекладываются на суд, который должен будет оценивать степень психического расстройства и устанавливать на этом основании перечень действий, которые сможет совершать человек. Это расширяет коррупционные перспективы для сделок по продаже имущества психически больных людей в целом и для российских судов в частности.
Получив информацию из районной поликлиники об одиноких «дееспособных» инвалидах, черные риелторы «помогут» совершить сделки по отчуждению принадлежащих им квартир. А коррумпированность российских судов только вырастет. По данным проекта Bribr.org, на судебную систему приходится примерно 8% российских взяток. Ресурс corrupcia.net приводит примерные суммы «отступных»: в судах общей юрисдикции по гражданским делам на взятки приходится от 50 тыс. до 2,5 млн рублей в зависимости от региона и вопроса иска; решения по уголовным делам обходятся дороже — от 100 тыс. до 10 млн рублей, а в арбитраже в конвертик кладут порядка 10% от исковых требований.
Если разработанные Минюстом поправки будут приняты, в накладе останутся только больные. Когда б они имели здоровую психику, никогда бы не приняли подобных законов, которые приходят на ум «светлым головам» в министерствах и ведомствах.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.