globallookpress.com
История эта началась во время Смуты, когда династия Рюриковичей, правившая Россией более шести веков, оборвалась, бояре разругались с земцами, страна погрузилась в кризис, а Москву под шумок захватили поляки.
И было это в 1612 году, а точнее, в 1611, а еще точнее, 1579-м. Потому что мы сейчас не про Смуту, а про Казанскую икону Божией Матери, которую почитают православные как защитницу от раздоров и приносимых ими скорби и горя.
Итак. Еще до начала Смуты в 1579-м в Казани случился страшный пожар, уничтоживший половину города. А после него однажды ночью явилась во сне девятилетней Матрене Богородица и велела девочке отправиться к архиепископу и воеводам, чтобы вместе с ними пойти на пепелище и откопать в указанном месте ее чудотворную икону. Девочка, разумеется, ослушаться не могла, поручение исполнила, взрослые люди ей поверили, раскопали пепелище и нашли доску с изображением Матери Божией с нежной печалью смотрящей на младенца Христа, сидящего у нее на руках.
Пораженный архиепископ велел построить на месте обретения иконы девичий Богородицкий монастырь, первой настоятельницей которого стала та самая девочка Матрена, к тому времени принявшая постриг под именем Марфа. Престольным же праздником монастыря стал день обретения иконы - 8 июля по юлианскому календарю, 21 июля – по григорианскому.
Список чудом обретенной иконы в том же году был отправлен в Москву, Ивану Грозному, а потом и в другие российские города.
Однако следующие лет тридцать Казанская Божия Матерь почиталась, в основном, в Казани, в Москве и по России своих чудотворных изображений Богоматери было немало.
Но в 1611-м, когда под стенами Москвы, занятой интервентами, стояло первое ополчение, протопоп казанского Благовещенского собора привёз список с главной святыни своего родного города, и с этой иконой казаки, согласно летописи, отбили у литвинов Новодевичий монастырь. По пути домой, в Ярославле, протопоп казанский, говорят, встретил рать Дмитрия Пожарского, вторым ополчением отправлявшуюся из Нижнего Новгорода защищать Москву.
Князь и пожелал иметь икону с собою, а в Казань послали список с неё. Заметим: история перемещений списков иконы так запутана, что восстановить ее точно вряд ли возможно. и не может быть восстановлена с точностью. В Ярославле в то время уже существовал свой женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, где имелся собственный список с чудотворной иконы, явленный ещё в 1588 году. Может, и ее взял с собой Пожарский. Но нам-то важнее всего, что ополчение Минина и Пожарского двинулось с Казанской иконой в сторону Москвы и в начале сентября 1612 года взяло в осаду польский гарнизон Московского кремля, который через два месяца, 22 октября по юлианскому календарю, то есть, 4 ноября по григорианскому, капитулировал.
А икона, принесшая победу, была поставлена в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, а в Москве по инициативе князя было установлено местное празднование иконе.
Чуть позже на средства Пожарского на Красной площади был построен новый храм в честь иконы, куда был перенесён с Лубянки её «московский» список.
А в 1649 году по случаю рождения в 1648 году на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы».
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.