Фото: Г.Бочкарёва
Таки это случилось. В отношении Валентины Череватенко – кандидата политических наук, руководителя общественной правозащитной организации «Союз «Женщины Дона» из Новочеркасска - следователи возбудили уголовное дело. Ей инкриминируется «злостное и умышленное уклонение» от добровольной регистрации в специальном реестре организаций - агентов иностранного влияния.
Уголовное дело возбуждено по статье 330.1 УК. Наказание по ней предполагает до двух лет лишения свободы.
Ситуация достаточно серьёзная не только лично для Череватенко, но и для всего российского сегмента НКО. Несмотря на то, что это первое подобное дело, но если оно закончится обвинительным приговором, то все более или менее крупные общественные (а, тем более, правозащитные) организации в России окажутся под угрозой уголовного преследования в отношении их руководителей. Тем более, что практически все они попадают под определение организации – иностранного агента.
Напомним, закон об НКО в действующей редакции был принят российской Госдумой в 2012 году. Он обязывает все организации, финансирующиеся из-за рубежа, перерегистрироваться в качестве иностранного агента и указывать свой статус во всех документах и публикуемых ими материалах. Так пишут почти все СМИ – не только региональные и местные, но и федеральные. Но это не совсем так, точнее, совсем не так. Потому что полуправда зачастую бывает хуже и опаснее, чем откровенная ложь.
Дело в том, что в России можно получать гранты из-за рубежа, и официально не считаться «иностранным агентом». Потому, что, согласно закону, иностранными агентами считаются только те НКО, которые получают финансирование из-за границы, и (внимание) занимаются политической деятельностью.
Беда только в том, что в нашей стране ещё не принят специальный закон «О политической деятельности». Может быть, и потому, что и так все нормальные люди понимают, что такое «политическая деятельность» - это борьба за власть всеми законными способами и методами. А то, что выходит за эти рамки – это уже уголовщина.
Но как раз отсутствие такого закона и развязывает руки всем тем, кто контролирует деятельность общественных организаций в России. Что только не инкриминировалось, например, «Женщинам Дона» в качестве «политической деятельности» - и опубликованные в Интернете на своём сайте отчёты о проделанной работе, и проведённые семинары для активистов НКО. Оказывается, таким образом «Женщины Дона» борются за власть.
Обе общественные организации, которые возглавляет Валентина Череватенко – «Союз «Женщины Дона» и общественный Фонд содействия развитию гражданского общества «Женщин Дона» - были признаны «иноагентами» с разницей в год, в 2014 и 2015 годах, соответственно. А в феврале этого года минюст РФ официально исключил одну из них – «Союз «Женщины Дона» - из специального реестра «иностранных агентов». Добиться этого, как вы понимаете, было не просто, но справедливость, тем не менее, всё же восторжествовала.
А вот суды с минюстом по поводу статуса фонда продолжаются и по сей день. Череватенко, как и другие члены «Женщин Дона», считает, что они никакой политической деятельности не ведут, и, следовательно, причислять их организацию к иностранным агентам нет никаких законных оснований.
Но зато следователи за это обстоятельство и зацепились. Мол, раз организация считается пока «иностранным агентом», то и относиться к ней следует соответствующим образом.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.