globallookpress.com
6 декабря 1741 года на российский престол была возведена императрица Елизавета Петровна. На трон она взошла в результате дворцового переворота, устроенного гвардейцами, но радости у россиян не было предела. В эти дни шло ликование.
Весь XVIII век – это время женского правления в России и это один из самых успешных периодов в развитии страны. Как говорит писатель Эвард Радзинский, женщины на российском престоле спасли страну от мужланов. И особенная заслуга в этом принадлежит именно Елизавете Петровне, если бы не она, то не было бы и правления Екатерины Великой.
Начиная с матери Елизаветы Петровны, Екатерины I, императорский престол на протяжении всего галантного века был в руках женщин. Может потому он и стал «галантным». Но правление их воспринималось современниками и оценивается историками совсем неоднозначно.
Фото: globallookpress.com
Короткое царствование любимой супруги Петра I существенных изменений не внесло, но зато разрушило стереотип, что женщин на престоле быть не может. Анна Иоановна, тетка Елизаветы Петровны, дама была достаточно взбалмошная, необразованная, с жестокими нравами – достаточно вспомнить знаменитый ледяной дворец с замороженными настоящими людьми.
Но невзлюбили ее не за это – в то время нравы были отнюдь не вегетарианские и человеческая жизнь не стоила вообще ничего. С приходом к власти курляндской принцессы все высшие посты в государстве заняли немцы, российская элита оказалась в подчиненном положении.
И самое унизительное было, что страной управляли люди самого низкого звания, которых вознесла на вершину Анна Иоановна. Речь, прежде всего, идет о бывшем конюхе Бироне. Но и приглашенные еще Петром Миних, Остерман и другие немцы тоже вели себя не лучшим образом.
И когда по смерти императрицы вновь императором провозгласили Иона Антоновича, а при нем регентом Анну Леопольдовну, то российское общество поняло – ненавистное иностранное засилье может продлиться неизвестно сколь долго. Был составлен заговор в рядах гвардейцев, и они буквально на штыках внесли в тронный зал Елизавету Петровну. Та еще долго не могла оправиться от страха – провал заговора неизбежно привел бы ее к гибели. И она дала обещание, что не казнит за время своего правления ни одного человека. И выполнила его.
Собственно, это обещание и изменило всю судьбу страны. Приемники затем вернутся к практики смертной казни, но к тому моменту случится уже главное – просвещение страны. А началось оно именно в правление Елизаветы Петровны, гуманизация не только власти, но и всего населения.
Петр I, как ни старался, но не смог привить подданным вкус к науке и просвещению, галантные европейские манеры не шибко то и приживались, и оставались на уровне нового платья, бритья бород и ношения париков. На этом всякий лоск заканчивался. Но и то верно, Петр обращал внимание, в первую очередь, на практическую пользу наук – обучали за границей волонтеров математике, навигации, другим полезным вещам. Нравы менялись не особо.
А вот с восшествием на престол Елизаветы Петровны начинается история образования в России. Все ее царствование было подготовкой к тому рывку, который страна совершит уже позже, уже в XIX веке, хотя и начнется уже в правление Екатерины II.
Заслуга Елизаветы Петровны в том, что она ввела моду на образованность, начала подготовку умов, их развитием. Осуществлялось это, правда посредством французской культуры. Именно в это время все французское становится эталонным. И Вольтер с Дидро тоже, а не только парики с духами.
Фото: globallookpress.com
Дворяне кинулись приглашать французских гувернеров для воспитания своих детей. Правда, первые кто приехал были в массе своей либо шарлатаны, либо неотесанные болваны и авантюристы. Но и это оказалось на пользу: получив начатки образования, приучив ум к чтению, российская элита быстро поняла, что наприглашала, мягко говоря, не тех. Отбор учителей стал более тщательным.
Но самое главное, в обществе возникла потребность к образованию. Именно из-за отсутствия таковой Петру и не удалось в полной мере реализовать все свои задумки, а после его смерти многие начинания, в том числе и образовательные, пришли в упадок. Культуры еще не было, и великосветская дама писала в записочке: «Мужчина! Притащи себя ко мне: я до тебя охотна, ах как ты славен!» Как видим, тяга к прекрасному начинает просыпаться.
В результате в российском обществе появились люди, которые уже европейцев приводили в изумление своей образованностью. Пока еще поверхностной. Известный российский историк В.О.Ключевский приводит такой эпизод, когда приезжий парижанин был удивлен точностью, с которой вельможа Бутурлин описывал все закоулки Парижа, где какие решетки и ручки на дверях. Это при том, что Бутурлин во Франции никогда не был и узнал все из книг.
Елизавета Петровна сделала Вольтера членом Российской Академии науки ему было поручено написать историю Петра Великого. Да, Вольтер – российский академик.
Да и в самой Академии находиться было уже не так стыдно, там уже был великий Ломоносов. Это он, на пару с любимцем императрицы Иваном Ивановичем Шуваловым откроет Московский университет. А с этого момента и можно будет говорить о начале системного образования в России.
Пусть не сразу, пусть тяжело, пусть через конюхов-французов гувернеров, но страна начнет движение к тому, что сейчас мы называем великой русской культурой. И произойдет это начало в правление императрицы Елизаветы Петровны, это и есть главный ее вклад историю страны.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: