Американские, китайские, индийские и прочие разведывательные службы пытаются опередить одна другую в стремлении установить пункты «прослушки» (радиоперехвата) в Индийском океане и в первую очередь, в Аравийском море.
Цель – отслеживать развитие ситуации в стратегически важном районе, через который проходят коммуникации доставки энергоресурсов из зоны Персидского залива. Получение информации, способной прояснить поведение конкурентов, вынуждает спецслужбы разных государств заметно активизировать работу в регионе, где продолжает сохраняться высокий конфликтный потенциал. Особую значимость в этой связи приобретает пространство на участке между Йеменом и Пакистаном.
Чтобы его отследить, целый ряд стран уже создали целую сеть прослушивающих постов на территории арабских монархий Персидского залива, островах Индийского океана и ряде африканских государств.
Наиболее мощная инфраструктура перехвата традиционно отмечается у США, имеющих, к примеру, самую обширную сеть прослушивающих постов в регионе. Этой сферой традиционно занималось Национальное агентство безопасности (NSA). Её возможности широко использовались во время войн в Ираке и Афганистане.
Кроме соответствующих станций в Абуте и на острове Масирах (Оман), Национальное агентство безопасности располагает соответствующими объектами и на территории прочих соседних стран. В том числе в аэропорту Бахрейна аль-Мухаррак. Целый ряд таких объектов находится в Объединенных Арабских Эмиратах. Два центра радиоперехвата оборудованы на полуострове Мусандам, территории к северу от Рас эль-Хаймаха, прямо напротив Ирана. Еще один размещен на острове Сир Абу Нуйр (Объединенные Арабские Эмираты), расположенном в 80 километрах от побережья Абу-Даби.
Кроме того, в отдалении от этих объектов США имеют объект электронного перехвата на острове Диего-Гарсия в Индийском океане. Важно заметить, что Вашингтон не намерен здесь уступать пальму первенства другим странам и желает сохранить своё лидерство в данной сфере. Не случайно, что недавно Национальное агентство безопасности построило второй подобный объект на оманском острове Масирах. Причем почти в том же самом месте, которым во время Холодной войны пользовались британские разведслужбы (Центр правительственных коммуникаций или GCHQ). Руины британского центра электронного перехвата до сих пор можно увидеть на океанском берегу. Несмотря на некоторое ослабление подобных операций в районе Аравийского моря со стороны Лондона он пользуется необходимой информацией своего американского союзника.
Между тем, присутствие прочих иностранных конкурентов в регионе нарастает. В последнее время в регионе отмечается и усиление соответствующей китайской активности. До сих пор постоянных пунктов электронного перехвата КНР здесь не было и руководство Поднебесной пытается восполнить этот пробел. В частности, китайские специалисты в этой области уже работают с территории Ирана и Пакистана, тем не менее, их возможности в плане эффективности остаются пока достаточно низкими, хотя достижение необходимого уровня является делом уже ближайшего будущего.
Для исправления ситуации китайская сторона активно работает сразу по двум направлениям. Так, сотрудники 3-го отдела Китайской Народной армии, специализирующегося на ведении радио и электронного перехвата, всё чаще появляются в африканских странах, таких как Джибути и Кения. В связи с этим следует ожидать вероятного появления в этих странах китайских разведывательных объектов. Между тем, на территории первого государства уже имеются соответствующие американские и французские мощности для выполнения подобных миссий.
Кроме того, КНР регулярно направляет в регион «океанографические корабли наблюдения», оснащенные аппаратурой для ведения радиоперехвата. В Аравийском море с 2006 г. они регулярно соседствуют с кораблем французского военно-морского флота Dupuy de Lome, выполняющим основные задачи службы военной разведки DRM. Не случайно, что из 110 человек его команды приходится на военных разведчиков.
Однако французские возможности по сравнению с другими странами наиболее ограниченные, учитывая тот факт, что за свою недолгую историю это судно неоднократно выходило из строя, в результате чего создавалась угроза обеспечения операций французского воинского контингента в Афганистане. Между тем, средств в бюджете Франции для получения корабля-дублера, способного заменить при необходимости Dupuy de Lome, нет. Это отражает снижение французского влияния в мире на фоне роста значимости Китая, чей флот кораблей перехвата превышает 30 единиц.
В последние два года особую активность в этом вопросе проявляет Дели и французские возможности в данной сфере уже уступают заметно растущему индийскому потенциалу. Активность Индии в плане создания в регионе подобных объектов стала наблюдаться с 2007 г., когда она открыла свой первый соответствующий пункт на дальнем севере Мадагаскара.
Однако в последнее время она стала проявляться еще заметнее. Не случайно, что представители европейских разведывательных служб взяли под усиленный контроль деятельность индийского объекта в Рас эль-Хаддаде (северо-восточная оконечность Омана), работающего здесь с 2009 г.
По оценке экспертов западных спецслужб, данный объект может первым индийским центром перехвата в странах Персидского залива. Благодаря своему положению (расположен на изолированном скалистом плато всего в двух километрах от моря, прикрытый от любопытных глаз полицейскими блокпостами), этот пункт с высокой долей вероятности может гарантировать ведение своей работы без серьезных опасений относительно чьего-то внешнего наблюдения. Это касается в том числе и США, хотя американские объекты также имеются на оманской территории.
Его конструкция и технические возможности позволяют осуществлять перехват сообщений по всему Аравийскому морю вплоть до территории Пакистана.
Выбор Омана в качестве площадки для ведения подобного рода разведдеятельности обусловлен тем, что все остальные арабские монархии Персидского залива тесно связаны с Пакистаном, причем Саудовская Аравия является союзником последнего.
Напротив, учитывая свои противоречия с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, Оман тяготеет к Индии. С ней он не только развивает активные политические связи, но и с 2008 г., с момента подписания соглашения об обороне, считается её союзником. Именно тогда началось строительство пункта перехвата в Рас эль-Хаддаде, которое закончилось годом позднее.
Кроме того, сейчас Дели ведет переговоры об установке таких центров с руководством Мальдивских, Сейшельских островов и Маврикия. Подобное поведение индийской стороны во многом является ответом на китайские попытки усилить свое влияние в стратегически важных зонах планеты.
Между тем, усиление активности в регионе третьих держав ставит под угрозу традиционную американскую монополию по осуществлению перехвата. Однако это отражает появление новых центров силы в мире. При этом, учитывая значимость региона для всей планеты, конкуренция здесь будет только нарастать. В свою очередь, растущая активность спецслужб служит важным индикатором, наглядно говорящим об обострении борьбы за сырьевые рынки, которая в ближайшее время может дополнительно
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.