Фото: www.enpi-info.eu
21-22 мая в Риге состоится саммит «Восточного партнерства» (ВП) - наиболее грандиозное событие председательства Латвии в Совете Евросоюза. Латвия связывает с саммитом амбициозные планы войти в историю как страна, где приняты стратегические для Европейской политики соседства решения.
Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс уже назвал Рижский саммит «историческим вызовом». Одновременно глава латвийского МИД отметил, что в Риге будет решаться быть или не быть самому партнерству в дальнейшем.
Стоит напомнить, что «Восточное партнерство» было официально учреждено в мае 2009 года в Праге. Это направление так называемой Европейской политики соседства, предлагающей странам-партнерам возможность политической ассоциации и экономической интеграции без присоединения к Евросоюзу.
В программу «Восточного партнерства» вместе со странами ЕС входят Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина.
Против кого дружим?
Несмотря на декларации о том, что «Восточное партнерство» будет способствовать безопасности, стабильности и процветанию ЕС, уже при создании ВП российские дипломаты высказывали опасения относительно его геополитических целей.
«Восточное партнерство» - совершенно очевидная неоколониальная политика Евросоюза, нацеленная, в том числе, против России», - считает руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики Алексей Кузнецов.
Инициатором создания «Восточного партнерства» была Польша. В 2009 году польская газета «Rzeczpospolita» писала: «Принятие программы «Восточное партнерство» является огромным внешнеполитическим успехом Варшавы, которой удается начать осуществление стратегии внедрения в «зону ответственности СНГ» и охвата востока Европы в обход России».
В условиях острого конфликта на Украине, войны санкций вызывает вопрос, как программа «Восточного партнерства» будет способствовать безопасности государств.
Российский МИД недвусмысленно высказался о целях проведения саммита в Риге. «Очень отрицательно относимся. Мы, конечно, будем следить за тем, как будет проходить саммит в Риге, но уже очевидно, что наша реакция будет достаточно жесткой и принципиальной, поскольку мы видим, куда движется это партнерство и какие оттенки оно приобретает с учетом позиций участников этой программы со стороны прежде всего Европейского Союза», - заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич, отметив «ярко выраженную антироссийскую направленность партнерства».
Со стороны Евросоюза постоянно звучат заверения в том, что «Восточное партнерство» - не антироссийская инициатива. «С его помощью ЕС отвечает на желание стран Восточного соседства, которые хотят существенно углубить и расширить свои отношения с Евросоюзом. При этом они являются соседями России, продвигающей свои проекты Таможенного союза и Евразийского союза, открытые для всех восточных партнеров ЕС», - говорится в документах Вильнюсского саммита ВП.
Что ждут бывшие советские республики, а ныне независимые государства от саммита в Риге?
Страны-члены «Восточного партнерства» ждут от Рижского саммита конкретных решений и определенных стратегических перспектив. Понятно, что каждая из стран преследует сугубо прагматичные цели: получение европейской финансово-экономической и технической помощи, либерализацию визового режима.
Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина вступили в «Восточное партнерство» в 2009 году, находясь на различных исходных позициях и имея различные амбиции. Соответственно, отношения их с Евросоюзом строятся дифференцированно.
Стоит отметить, что при создании ВП был оговорен принцип «кондициональности», то есть продвижения вперёд лишь при условии выполнения странами - участницами программы определённых требований ЕС. Так, бывшие советские республики должны встать на путь фундаментальных демократических и экономических реформ и принять общеевропейские ценности.
Вот, например, Белоруссия не до конца прониклась «общеевропейскими ценностями», поэтому участвует в ВП только на многостороннем уровне - посредством региональных проектов, в основном, в сферах приграничного сотрудничества, охраны окружающей среды и образования, хотя в последнее время ситуация изменилась.
«Мы против дискриминационного подхода в отношении Беларуси, и сегодняшние тенденции благоприятны для нас, - заявил посол Белоруссии в Литве Александр Король. - После событий в Украине, думаю, многие поняли, за какие именно европейские ценности надо бороться: не за однополые браки, а за стабильность в стране и независимость государства!».
Брюссель и амбиции Риги
В последние годы в «мире бушующем» произошли большие перемены. Во многом их спровоцировал саммит 2013 года в Вильнюсе, когда тогдашний президент Украины Виктор Янукович отказался подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Это приостановило процесс евроинтеграции, что привело к массовым выступления на Майдане и гражданской войне на Украине.
Опасения спровоцировать дальнейшее обострение обстановки, резкая реакция России заставили Брюссель охладить амбициозные устремления латвийских политиков об объявлении в Риге «Евроатлантического Восточного партнерства» и планка предстоящего саммита снизилась.
Брюссельское издание EUobserver, проанализировав проект резолюции Рижского саммита, отмечает, что в документе более не говорится об «упрощенном» сближении с ЕС», как это утверждалось в предыдущих документах ВП, а указывается только на «суверенное право каждого партнера свободно выбирать уровень амбиций и целей, к которому он стремится в отношении к ЕС».
А это означает, что надежды Украины на «признание европейских перспектив восточных партнеров», вероятнее всего, не оправдаются. Что заставило Украину уже назвать предстоящий саммит «провальным», если позиция лидеров ряда европейских стран не изменится.
«Саммит в Риге, на мой взгляд, будет моментом истины для самой политики «Восточного партнерства». Ведь после тех потрясений и шоков, которые произошли на протяжении последнего времени, нам нужно совместно с европейскими партнерами дать четкий ответ - каким должно быть «Восточное партнерство», какая его перспектива, чего ожидать в будущем. И в этом плане мы надеемся, что Рижский саммит должен дать ответы на это. Это будет или трусливая, половинчатая политика обреченных стран, или это будет мощная политика стабилизации, процветания и развития и Евросоюза, и стран-партнеров», - заявил представитель Украины при ЕС Константин Елисеев.
В свою очередь, Белоруссия подчеркнула, что если на саммите будут преобладать антироссийские настроения, то он станет последним.
«Мы надеемся, что во время саммита не будет никаких конфронтационных заявлений, и участники встречи не будут придерживаться враждебных позиций. Идея о том, что выбор должен быть сделан между Западом и Востоком – ложная. Оба направления имеют важное значение», - отметила заместитель министра иностранных министр Белоруссии Елена Купчина.
Похоже, что слова политика услышаны в Брюсселе. В официальном документе, опубликованном на сайте латвийского МИД, говорится, что «на саммите будут обозначены принципы формирования политики ВП – партнерство, основанное на открытости, прозрачности и определении совместных целей, не носящее конфронтационный характер, а также будет отмечено, что ВП не направлено против кого-либо из третьих сторон».
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.