Математическое исследование американских ученых, проведенное в парадоксальной для научных исследований области – художественной литературе, показало, что литература освободилась от давления авторитетов.
Писатели XVIII–XIX веков имели сходство как между собой, так и с литераторами предшествовавших эпох, а сочинители двадцатого столетия похожи только на своих современников. Это объясняется резким увеличением как количества читателей и книг, так и активным развитием разговорных форм языка в последнее время, вследствие бурного развития коммуникаций, многократного расширения областей общения современных людей. Люди читают не только и не столько старых классиков, понятие литературного канона размывается. Никто уже не требует от современного драматурга, как во времена Расина, соблюдения принципа единства времени и места, действие в романах ускоряется, отражая темп современной жизни.
Дэниэл Рокмор из Дартмутского колледжа и его коллеги проанализировали основные тенденции изменений, происходящих в литературном языке, используя метод вычисления частотности 307 слов, свободных от контекста, — например, предлогов «of», «at», «by». Эти слова играют роль клея для фразы – сами по себе лишенные смысла, они соединяют осмысленные куски в единое целое. Исследователи обработали 7 733 произведения 537 авторов, написанные на английском языке после 1550 года, и обнаружили постепенное все возрастающее расхождене в стилях писателей от века к веку.
«В юности и даже на четвёртом десятке я пожирала классику, а сейчас почти исключительно читаю современную литературу. У меня двойственное отношение к этой эволюции, но не могу отрицать, что не питаю нежных чувств к литературному канону. Когда я, скажем, перечитываю Достоевского, у меня уже не хватает терпения следить за его длительными философскими отступлениями. Держу пари, я в этом не одинока», - выразила художественно выводы ученых американская писательница Лайонел Шрайвер.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.