youtube.com
Секретарь Шведской королевской академии наук Сара Даниус сегодня в Стокгольме торжественно назвала имя лауреата Нобелевской премии в области литературы 2015 года: Светлана Алексиевич, белорусская писательница.
«Премия присуждена за ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время», - объявила она.
Имя писательницы, по нынешним временам больше известной на Западе, чем в России и Белоруссии, впервые громко прозвучало в уже забытом 1985 году, когда была опубликована ее документальная повесть «У войны не женское лицо». В тогда еще Советском Союзе разразился громкий скандал: автора обвиняли в принижении, очернении роли и места женщины в обществе и на полях Великой Отечественной, в оскорблении памяти погибших, в дегероизации подвига советского народа.
Одновременно десятки театров взялись ставить повесть, состоящую из рассказов женщин, прошедших войну. Самые лестные отзывы на книгу дали писатели-фронтовики Булат Окуджава, Даниил Гранин и не только они, понимавшие, что собранные истории не очерняли историю, а наполняли ее настоящей жизнью, полной обычных, человеческих подробностей.
Вот один из отрывков повести, вызвавший негодование одних и признательность других читателей: «И хочется оставить все, (пишет Алексиевич, комментируя собранные записи женщин-фронтовиков – ред.) как Вере Сергеевне Романовской хочется сохранить в музее любую мелочь из партизанского быта: деревянную кружку, коптилку из гильзы, женское белье, сшитое из парашютов. «Недавно одна партизанка, - рассказывала она, - принесла: в музей блузку из парашюта, бюстгальтер из парашюта, какие мы шили в отрядах. Она хранила все это сорок лет, а когда тяжело заболела, испугалась, что вдруг умрет, принесла к нам в музей. А в музее посмеялись: зачем, кому это нужно? Что тут героического?..».
В том же 85-м вышла еще одна книга - «Последние свидетели» - о детях Второй мировой, в жизни которых ужаса было гораздо больше, чем героизма.
А через пять лет, в 89-м, Алексиевич опубликовала «Цинковых мальчиков» - истории советских ребят, мальчиками отправленными на войну в Афганистан, где им пришлось научиться убивать…
В 1998-м вышла в свет не менее тяжелая, документальная повесть «Чернобыльская молитва», также вызвавшая громкий скандал неудобными подробностями из жизни ликвидаторов чернобыльской катастрофы.
Дочь белоруса и украинки, Алексиевич родилась в 1948 году на западной Украине, окончила среднюю школу под Гомелем, работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школах, журналистом газеты «Прыпяцкая праўда» (Припятская правда) в Наровле. В 1972 году окончила факультет журналистики БГУ, начала работу в «Маяке коммунизма» — районной газете в Берёзе Брестской области. В 1973—1976 годах работала в «Сельской газете», в 1976—1984 годах — руководитель отдела очерка и публицистики журнала «Нёман». В 1983 году принята в Союз писателей СССР.
С начала 2000-х годов живёт в Италии, Франции, Германии. Объясняя Немецкой Волне про жанр художественно-документальной прозы, в котором она пишет, Алексиевич сказала следующее: «Я бы не сказала, что он - совершенно новый жанр для русской литературы или для белорусской. Была книга Федорченко о Первой мировой войне. Она называлась "Народ на войне". Федорченко работала в госпитале и записывала разговоры с людьми. Потом были другие книги: "Я из огненной деревни" Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника, "Блокадная книга" Адамовича и Даниила Гранина. То есть примеры есть.
Что касается того, почему я выбрала именно этот жанр, - это просто мой жанр. Я мир воспринимаю через голоса. Я ведь выросла в белорусской деревне, а белорусская деревня после войны - это были одни женщины. Я училась воспринимать жизнь с женского голоса. Не случайно моя первая книга - это книга о женщинах на войне. Речь идет о воздухе нашей жизни. Я жила в славянской деревне, где все выговаривается, где вся беда (а мы люди беды и страданий) выносится на улицу, проговаривается... Это выше тебя, этот жанр не только тебе принадлежит».
Сегодня, когда мир с тревогой следит за событиями на юго-востоке Украины и с Сирии, вручение Нобелевской премии по литературе писателю, не просто знающему, а доступно объясняющему, что война превращает людей, зачастую вопреки их воли, в монстров, которым потом невероятно трудно опять стать людьми, кажется особенно значимым.
Опрос от Суть Событий
Согласны ли вы с решением Нобелевского комитета присудить литературную премию Светлане Алексиевич?
Спасибо за Ваш голос! Через некоторое время он будет засчитан
Варианты ответов:
- - Да, она прекрасный писатель - 16%
- - Да, это мудрое политическое решение - 14%
- - Нет, это политическая премия, она вручена назло России - 19%
- - Нет, премию надо было дать Прилепину, в крайнем случае, Лимонову - 15%
- - А кто такая Светлана Алексиевич? - 18%
- - Алексиевич - прекрасный писатель, но премия в данном случае чисто политическая - 17%
Число проголосовавших: 8018
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.