Играет джаз ансамбль "Академик Бэгд"
Кто-то ожидал приезда Ларисы Долиной, кто-то Игоря Бутмана. Но они так и не приехали. Потому что не должны были. Но и без них праздничный концерт по случаю 35-летия кафедры Инструментального джазового исполнительства Российской академии музыки имени Гнесиных оказался насыщенным яркими впечатлениями праздником.
Мой вечер начался с подслушанной любопытной беседы двух женщин, моих соседок, которые просматривали программку. Одна с удивлением сообщила другой, что видела Игоря Бутмана по телевизору в репортаже с ХIХ съезда «Единой России». После его эмиграции в конце 80-х она считала его уже американским джазистом. Подружка возразила – музыкант отказался от американского гражданства, поэтому он свободно встречается с Путиным. Слышавший разговор парень со смехом прокомментировал: «От такого счастья не отказываются!»
А я вспомнил встречу с Игорем Бутманом пять лет назад на съёмках программы Бориса Корчевникова «Прямой эфир. Советские невозвращенцы: глоток свободы и петля одиночества». Тогда я ещё не знал, что саксофонист является гражданином США. Съёмки задерживались, и все сидевшие в гримёрке внимательно слушали беседу сенатора Вячеслава Фетисова с Игорем Бутманом о предстоящей встрече с президентом во время ночного хоккея и обсуждение им минувших встреч. Даже «дядя Коля», как нежно называл сенатор депутата-коммуниста Николая Харитонова, перестал требовать отправить его в Краснодар на встречу с избирателями, когда узнал, что передача будет не о Борисе, а об Александре Годунове, о существовании которого ему при нас рассказал Фетисова. Беседа оборвалась на полуслове и более не возобновлялась после того, как в гримерку влетели снимавшие с себя на ходу всю одежду модели-участницы предыдущей съёмки передачи о моде.
Вспоминая этот эпизод, я задумался об иностранных агентах, которые окружают нашего президента и которые могут представлять угрозу его безопасности и национальной безопасности в целом. Играющие в одной команде финский и армянский гражданин миллиардер Геннадий Тимченко, граждане Финляндии из клана миллиардеров Ротенбергов Борис и Роман … А сколько интересного может рассказать «Моссаду» гражданин Израиля Роман Абрамович, как он сделал в лондонском суде? А кипрский гражданин Олег Дерипаска…
Но мои волнения моментально улетучились, как только в зале погас свет, и ведущий концерта сел за рояль. «А это кто?» – по наивности спросил я соседку, не найдя ответа на свой вопрос в программке. «Вы что?! О нём знает весь мир! Почитайте в Интернете, и вы поймёте, что это за величина!» Мне стало стыдно. Я покраснел. Слава Богу в темноте этого никто не увидел… «Это Валерий Гроховский, проректор нашей Академии», – объяснила сидевшая впереди Мария Облезова, оказавшаяся начальником отдела планирования и организации концертной работы РАМ. Действительно, играл и вёл концерт он отменно, с невымученным юмором.
Следующей неожиданностью стал переполненный Концертный зал, причём людьми, которых я никогда не смог бы ассоциировать с поклонниками джазовой музыки. Понятно, что часть зрителей – это родители и друзья выступавших на сцене студентов. Но подавляющее большинство были не похожи на завсегдатаев джазовых клубов Нью-Йорка, Бостона, Сан-Франциско, Москвы или Санкт-Петербурга, где мне довелось побывать. Приземлённые и обременённые повседневными заботами люди, которые решили по вполне доступной цене в 300 рублей в середине недели доставить себе удовольствие.
Третье, что меня, абсолютного дилетанта, удивило, так это количество девушек, играющих джаз на гитарах, контрабасах, ударных, фортепьяно. Я был поражён соло на трубе Ольги Андреевой в составе секстета, исполнявшего пьесу Batista's Revenge из последнего альбома Correlations (2019) американского джазового тромбониста Стива Дэвиса. Каждый раз, когда она появлялась на сцене, я задавался вопросом, откуда в этой хрупкой девушке берётся столько мощи и темперамента. Я никак не мог представить, как можно так свободно выдуть струю воздуха, перекрывая её языком с такой скоростью, как делала она! Столь же сильное впечатление на меня произвело исполнение на фортепьяно Ксенией Жиронкиной пьесы What? известного немецкого джаз-пианиста Корнелиуса Клаудио Крёйша. Оказавшись после окончания концерта в служебных помещениях, я поблагодарил и поздравил смутившуюся девушку с успешным выступлением и посмотрел на пальцы юной пианистки. Обычные, хорошие девичьи руки.
А ещё я был в восторге от трио в составе узбекского студента пианиста Санжара Турсунова, контрабасиста Александра Дзюбы, который, по выражению ведущего, «не только не родственник, но даже и не однофамилец футболиста», и ударника Дениса Силантьева. Они виртуозно и зажигательно исполнили пьесу Tones For Jones Bones американского пианиста и композитора Чика Кориа и сорвали бурные аплодисменты. Как заметил после концерта профессор и завкафедрой Игорь Чернявский: «Санжар вряд ли доедет до Ташкента. Скорее всего волна успеха закинет этого парня из Москвы куда-нибудь в Европу».
Не могу не отметить лауреата всероссийских и международных джазовых конкурсов, недавнего выпускника по классу фортепьяно РАМ Даниэля Адиянца. Он темпераментно солировал и в трио, исполняя знаменитый хит 1929 года Ain’t Misbehaving, написанный американским негритянским пианистом, композитором и комическим артистом «Фэтс» Уоллером для Бродвейской комедии «Горячие шоколадки отеля Конни», и в квинтете с пьесой «Возвращение» Алекса Сипягина.
В заключительной части публика увидела джазовый оркестр РАМ имени Гнесиных «Академик Бэнд» под руководством народного артиста РФ Анатолия Кролла. Ансамбль исполнил композиции из кинофильма «Мы из джаза», написанные маэстро, знаменитый «Американский патруль» Гленна Миллера и другие произведения. За роялем, подменяя друг друга во время исполнения различных пьес, были и Валерий Гроховский, и Анатолий Кролл, что придавало особый колорит этому шоу. Прощаясь со зрителями, Анатолий Кролл сказал, что в джазовой шкатулке оркестра есть ещё сотни композиций различных авторов и времён, которые могут подарить радость и хорошее настроение в преддверии праздничного сезона. Он пригласил всех присутствующих на концерт 25 декабря послушать самое лучшее из мира джаза.
Исходя из увиденного, я думаю, никто не пожалеет, если решит придти. Хотя это ведь Рождество не для православных христиан. Праздник, как никак.
Игорь Макурин
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: