О детских самоубийствах последние две недели не говорит только немой. Остальные пишут. СМИ констатируют: вчера двое детей спрыгнули с крыши, сегодня еще трое. В стране эпидемия, кричат политики и общественники.
Аргументы.ру решили обратиться к профессиональному психологу.
- Что делать?, - спросили мы. - В какой набат бить? Где можно вступить в армию защитников детства? Куда, наконец, можно сдать деньги в фонд спасения подростков от смерти?
- Подождите, - попросила нас преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии Института психологии имени Выготского РГГУ Кира Тимофеева-Герасимова, выслушав все наши вопросы.
- Остановитесь, успокойтесь. Не надо немедленно куда-то бежать, что-то делать, сдавать деньги. Давайте сначала оглянемся вокруг.
Вот ваш ребенок, он сидит дома и ждёт, когда вы придете с работы. Или он не сидит дома? А где он? Или он уже не ждёт вас? Потому что придя с работы, вы захотите отдохнуть, посмотреть телевизор, или наоборот вам срочно нужно заняться домашними делами, а ребенок… Ну, вы же его точно спросили, как у него дела, а он сказал, что всё нормально, значит можно наконец-то заняться собой.
Этап планирования и подготовки самоубийства, как правило, достаточно длителен. Импульсивные решения, когда человек в течение нескольких часов задумывается о самоубийстве, принимает решение и исполняет его, редки. Обычно от того момента, когда первый раз приходит в голову идея покончить с собой, до того момента, когда предпринимаются конкретные действия, проходят месяцы, иногда годы. И в течение этих месяцев человек много раз передумывает умирать или жить. Внезапных суицидов не бывает.
Зачастую ребенок задумывается на эту тему, когда не находит никакого другого способа привлечь к себе внимание.
Кроме того, в суициде всегда присутствует элемент демонстративности: так, часто молодые люди шантажируют своих любимых словами «если ты меня бросишь, я покончу с собой!».
Помните, как двенадцатилетний Том Сойер, герой романа Марка Твена, фантазировал после ссоры с теткой, как он умрет, и как все будут жалеть, что обижали его.
Подросток, мечтающий о своей смерти, думает не о том, что у него нет смысла в жизни, а о тех, кто его окружает и по тем или иным причинам не слышит его, не интересуется им. Мучительные переживания подростка о своей жизни и смерти не сложно заметить, если есть желание замечать.
А теперь прибавьте к этому нынешнее повальное увлечение подростков интернетом, который сейчас, как никогда наполняется все более изощренными картинами приближающегося конца света. Если не общепланетарного, то хотя бы экономического.
СМИ, которые всеми правдами и неправдами стараются привлечь читателя, находят все более жуткие картины, чтобы вызвать интерес скучающей публики. Однажды, опубликовав стандартное сообщение из полицейской сводки о покончившем собой ребенке, кто-то обратил внимание, что на новость собралось небывало большое количество посетителей. И пошло. Сообщения кочуют из издания в издание, обрастая все новыми подробностями. Журналисты находят свежие сообщения, объединяют их с предыдущими. Внимание общества сосредотачивается на детях-самоубийцах… «Вот, - думает наш подросток, - если и я умру, меня, наконец, заметят!».
Этот эффект подражания называется эффектом Вертера. Он был описан американским социологом в 1974 году, и многократно подтвержден в странах Европы и Америки.
В 80-х годах прошлого века немецкие психологи провели такое исследование: по телевидению дважды показали передачу, рассказывающую о студенте, который покончил с собой, бросившись под поезд. Подсчитав число самоубийств, совершенных до и после показа телепередачи, обнаружили, что количество суицидов явно возросло, причем большинство самоубийц были того же пола и возраста, что и герой фильма. И способ самоубийства был тем же самым.
Суицидальное поведение никогда не возникает из-за какой-то одной причины. Ссора с родителями, расставание с любимой девушкой – это не причина самоубийства. Но это может послужить последней каплей, после которой подросток шагнет из окна. Причин у суицида всегда несколько: конфликты со сверстниками, одиночество и отсутствие друзей, безответная любовь, потери и расставания, конфликты и непонимание со стороны близких людей.
Подростковый суицид обусловлен, как и любой другой, массой факторов: отношения с родителями, отношения со сверстниками, кризисный возраст. Не трудно представить себе подростка, который сидит в интернете, новостные ленты которого переполнены историями о покончивших с собой детях, думает о том, как вчера в школе любимая девушка сказала, что он ей противен, а потом по дороге домой его избили старшеклассники, а дома родители наорали на него, сказав, что он бездарь и от него одни проблемы. И тут ему приходит в голову мысль: «Вот он выход! Умереть, так же как…».
Может быть, ему действительно не стоит жить, раз он никому не нужен и от него одни проблемы? Или всё-таки стоит?
Мой вам совет: бросьте уже все свои важные дела, найдите время, спросите своего ребенка, как у него дела. Но спросите по-настоящему, внимательно слушая и слыша. Не начинайте немедленно оценивать и поучать, «так делать нельзя», «как ты мог!» Вспомните свое детство, вспомните свои мечты о дружбе с родителями, и подарите ее реализацию своему ребенку.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.