Ночью мне приснился сон: гигантская тень князя Владимира в свете Суперлуны в панике металась над ночной Москвой. Пытаясь приземлиться, тень жалобно шелестела фанерным голосом: «За что?», но ветер упрямо гнал ее в небо, бормоча что-то про истуканов и кумиров…
Богатство воображения меня погубит, подумала я проснувшись: вот что значит на ночь прочитать заметку, сообщавшую, что московское правительство согласно мнению активных горожан определило памятнику крестителю Руси место на Боровицкой площади, но предварительно решило уточнить размер будущего монумента. А для этого придумало сделать фанерный макет памятника, привести на место и уже тут подбирать оптимальный размер и место установки.
Я представила 24-метрового плоского фанерного Владимира, которого для устойчивости привяжут канатами к домам, окружающим площадь, чтоб было сподручнее двигать по немалому пространству, периодически подпиливая ему ноги и голову, чтоб не застил вид на колокольню Ивана Великого, в которой всего-то 81 метр, а перспективу-то указом не отменишь.
Делать все это придется ночью: уж больно активная городская жизнь на Боровицкой происходит с раннего утра до позднего вечера. А по ночам, вспомнила я, на крыше дома Пашкова Воланд любит помедитировать на Кремль, а такое удивительное зрелище, как таскание и обпиливание самого загадочного князя Земли русской он уж точно не пропустит.
Воланду это будет особенно интересно, поскольку он-то хорошо помнит, что Владимир, сын Святослава, внук Игоря, правнук Рюрика, до того как стал Владимиром Святым, а вернее бы надо Василием, ибо это имя он принял при крещении, был упертым язычником, поклонялся идолищам поганым, собственноручно устанавливал истуканов Перуна – главного славянского бога грома и молнии - в Киеве и Новгороде, сам наряжал их в серебряные шлемы, снабжал усами золотыми.
Хорошо помнит Воланд, что истуканов этих Владимир ставил, жертвы кровавые им приносил, чтоб боги простили ему братоубийство – ибо князем киевским он стал, убив брата своего Ярополка.
Впрочем, не только Воланд это помнит, великий Карамзин в «Истории государства Российского» подтверждает языческую набожность Владимира.
«Но сия владимирова набожность, - добавляет историк, - не препятствовала ему утопать в наслаждениях чувственных. Первою его супругою была Рогнеда, мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвив брата, он взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка; от другой законной супруги, чехини или богемки, имел сына Вышеслава; от третьей Святослава и Мстислава; от четвертой, родом из Болгарии, Бориса и Глеба. Сверх того, если верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в нынешней Белогородке (близ Киева), и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов и невинности. Одним словом, летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии».
И еще Карамзин рассказывает: «Владимир, вместе со многими героями древних и новых времен любя жен, любил и войну». Объявив войну крестившему Польшу Мечиславу, Владимир взял Червень (близ Хелма), Перемышль и другие города , которые, с сего времени будучи собственностью России, назывались червенскими. В следующие два года он смирил бунт вятичей, не хотевших платить дани, и завоевал страну ятвягов, дикого, но мужественного народа латышского, распространил свои владения до самого Балтийского моря. А потом, увенчанный победою и славою, решил «принести благодарность идолам и кровию человеческою обагрить алтари». «Исполняя совет бояр и старцев, - продолжает историк, - он велел бросить жребий, кому из отроков и девиц киевских надлежало погибнуть в удовольствие мнимых богов — и жребий пал на юного варяга, прекрасного лицом и душою, коего отец был христианином. Посланные от старцев объявили родителю о сем несчастии: вдохновенный любовию к сыну и ненавистию к такому ужасному суеверию, он начал говорить им о заблуждении язычников, о безумии кланяться тленному дереву вместо живого бога, истинного творца неба, земли и человека.
Киевляне терпели христианство; но торжественное хуление веры их произвело всеобщий мятеж в городе. Народ вооружился, разметал двор варяжского христианина и требовал жертвы. Отец, держа сына за руку, с твердостию сказал: «Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть они сами извлекут его из моих объятий». Народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына, которые были таким образом первыми и последними мучениками христианства в языческом Киеве. Церковь наша чтит их святыми под именем Феодора и Иоанна».
И это не единственный триллер из жизни князя киевского, рассказанный Карамзиным со слов Нестора-летописца, ну, да и его достаточно, чтобы представить себе нрав героя, исполнившего желание благочестивой христианки, бабки своей княгини Ольги.
Летописцы утверждают, что Владимир тщательно выбирал веру для отечества своего из иудейства, ислама и христианских католицизма и православия.
«Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино — уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских; не можем быть без него. — Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, — ответствовали проповедники: — но бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым». И вы, наказанные богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. — Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библий, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных добродетельным и горе злым!» Крестися, ответствовал философ — и будешь в раю с первыми», - итожит дискуссии Владимира о вере Карамзин.
Выслушав иноземцев, посовещавшись с ближними боярами решил Владимир креститься в веру православную, да не просто так, он вздумал завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя.
Для этого собрал многочисленное войско и «пошел на судах к греческому Херсону, которого развалины доныне видимы в Тавриде, близ Севастополя», высадил на берег войско и окружил город.
«Издревле привязанные к вольности, херсонцы оборонялись мужественно. Великий князь грозил им стоять три года под их стенами, ежели они не сдадутся: но граждане отвергали его предложения, в надежде, может быть, иметь скорую помощь от греков; старались уничтожать все работы осаждающих и, сделав тайный подкоп, как говорит летописец, ночью уносили в город ту землю, которую россияне сыпали перед стенами, чтобы окружить оную валом, по древнему обыкновению военного искусства. К счастию, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас: сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземельные трубы; вы можете отнять ее. Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы (коих следы еще заметны близ нынешних развалин херсонских). Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам», пишет Карамзин.
Завоевав город, князь еще более возгордился своим величием и чрез послов объявил императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь. Те согласились, при условии принятия Владимиром христианства, чему он противиться не стал, но потребовал сначала получить Анну.
Все были согласны, кроме Анны: супружество с князем дикого и свирепого народа казалось ей жестоким пленом, но политика потребовала от нее жертвы и горестная царевна отправилась в Херсон на корабле.
Говорят, что в то время у князя разболелись глаза так, что они не мог ничего видеть; что Анна убедила его немедленно креститься и что он прозрел в самую ту минуту, когда святитель возложил на него руку. Бояре российские, удивленные чудом, вместе с государем приняли истинную веру в церкви св. Василия, и тут же был заключен благословенный для России брак царевны с Владимиром.
Владимир, «соорудив в Херсоне церковь, возвратил сей город царям греческим в изъявление благодарности за руку сестры их», - так завершает Карамзин языческую предысторию государства Российского.
Перемена эта по историческим меркам произошла невероятно быстро: всего-то десять лет прошло, с тех пор как Перун в Киеве да Новгороде получил золотые усы, а Владимир вернулся из Херсонеса, да собственноручно идолища в Днепр и Ильмень скинул.
Сказки новгородские утверждают, что сверженный истукан, проклял своих обидчиков, позорный знак из пальцев сложил, поднял над водой, да и ушел на дно…
Экие дикие, суровые времена, выдохнет читатель, оторвавшись от монитора и оглядевшись по сторонам, а мне с ним спорить некогда: вон, тень Владимира над городом кружит, и все ближе к центру… И что ж ее на Боровицкую площадь-то тянет?
Место это древнее, языческое: тут Москва начиналась. Тут, на берегу Москвы-реки первые москвичи поселились на семи холмах, детинец-замок отстраивать начали – от врагов обороняться. Тут был заповедный дубовый бор, в честь которого и башню-то Боровицкой назвали. А в том бору заповедном Перун стоял, а может, другой какой идол. И собирались вокруг него в доисторические времена по большим праздникам волхвы, да жрецы, да ведуны со всех окрестностей – жизни человеческие решать, да будущее выглядывать.
Вместо того бора заповедного давно уже голая площадь, по которой снуют время от времени через Боровицкие ворота черные суровые кортежи. Что будет делать у них на пути потомок варягов, собиратель земель славянских, креститель Руси князь Владимир Святославович? Темны дела твои, Господи...
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
//Новости giraff.io
Картина дня
Путин денонсировал соглашение с США по утилизации плутония
Число погибших при взрыве на неназываемом заводе в Копейске выросло до 13
Министр энергетики объяснил рост цен на бензин
Росавиация запретила авиакомпании «Ангара» выполнять коммерческие рейсы
Задержан глава Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников
Суд в Москве заочно арестовал иноагентку Монеточку
Добросовестная покупательница квартиры Долиной обжаловала ее возврат через суд артистке
Наши публикации
«Голубиная охота» или Операция кабан
Венгрия обещала гарантировать беспрепятственный въезд Путина, осталось решить, как в нее попасть
Родителей предлагают обязать регистрировать сим-карты детей для контроля доступа в сеть
Привет Зеленскому: Трамп заявил, что Соединенным Штатам "Томагавки" и самим нужны
Тысячи фур стоят на границе Казахстана с Россией и Китаем из-за выявления "серых схем" ввоза товаров
С матерком уволенный самарским губернатором глава района госпитализирован в кардиологию
Зеленский лишил гражданства Украины артиста балета Сергея Полунина
Слухи, скандалы, сплетни
Бывшая жена Аскольда Запашного на его признание о романе на стороне и внебрачном ребенке: "Предатель на миллион"
Находящаяся под домашним арестом Митрошина вдруг потребовала от своих юристов вернуть деньги за все
Добросовестная покупательница квартиры Долиной обжаловала ее возврат через суд артистке
Екатерина Мизулина усомнилась, что аккаунты известных блогеров на самом деле взламывают
Шоубиз
Ксения Бородина вышла замуж за Николая Сердюкова
Виктория Боня о своем восхождении на Эверест: "Удивило молчание коллег по шоу-бизнесу"
Наука
Илон Маск намерен выпускать по миллиону человекоподобных роботов Optimus в год
SpaceX успешно запустила Starship после нескольких неудачных пусков
Роскосмос сообщил об устранении утечки воздуха на модуле "Звезда" МКС, о которой известно с 2019 года
«Яндекс» планирует заняться созданием человекоподобных роботов
Хайтек
В сеть утекли 16 млрд паролей от аккаунтов Apple, Google и других сервисов
Разработчики ПО для российской ОС «Аврора» подали заявление о банкротстве
В ФСБ рекомендовали откаться от использования российского браузера "Спутник"
Ъ: В российских кнопочных телефонах обнаружили уязвимость, которая позволяет управлять телефоном посторонним
Туризм
АТОР опровергла информацию об «урезании» Италией шенгенских виз для россиян
В Европе готовятся запустить новую систему пограничного контроля - контроль за пребыванием ужесточится
Песков: В Кремле не видят новизны в заявлениях Трампа
За поездки за рубеж предложили ввести сбор
Спорт
Олег Малышев покинул пост гендиректора "Спартака"
Станислав Черчесов стал главным тренером грозненского «Ахмата»
Дегтяреву неловко называться президентом и он просит себя переименовать
Двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Лаура Дальмайер погибла в горах Пакистана
«Оренбург» сыграет вместо исключенного «Торпедо» в новом сезоне РПЛ
МВД назвало размер взятки арбитру за помощь «Торпедо» в решающем матче
Вкусный раздел
Юлия Дианова: Не просто завтрак
Дарья Близнюк: «Заготовки от Даши. Вкусно, как ни «крути»!
Анна Аксёнова: Муссовые торты. Легче легкого!
Софи Дюпюи-Голье: Мир хлеба. 100 лучших рецептов домашнего хлеба со всего мира


Песков объяснил, почему новый глава Тверской области до сих пор не найден и регион почти месяц живет без губернатора
В Петербурге задержали подозреваемых в попытке похищения футболиста Андрея Мостового
Находящаяся под домашним арестом Митрошина вдруг потребовала от своих юристов вернуть деньги за все
Андрей Троицкий. Шпионское счастье, глава 7