globallook
В Европе средневековые города встречаются сплошь и рядом, а вот на просторах России – это не такая уж частая достопримечательность. А москвичам повезло – удивительное сокровище находится у них под боком, в Клину.
Конечно, всякого путешественника, приезжающего в Клин, встречает бюст самого знаменитого его обитателя – Петра Ильича Чайковского. Его или его героев, его музыку в Клину можно встретить буквально на каждом шагу, и это замечательно. Однако через этот маленький провинциальный городок прошли все могучие волны Российской истории, и выброшенные ими на берег сокровища и следы кораблекрушений видны до сих пор.
Всюду Чайковский
Если внимательно присмотреться, он присутствует и здесь, на задворках
Первое упоминание Клине встречается еще в Никоновской летописи: князь Юрий Долгорукий шел походом из Костромы через Ростов к Тверскому княжеству, и по дороге в 1317 году посетил городок. Название города происходит то ли от расположения города на извилине реки Сестры, то ли от формы земельного надела на границе княжеств. Расположение города сыграло в его судьбе ключевую роль – он поучаствовал во всех войнах, начиная от противостояния Московского и Тверского княжества, татаро-монгольского и польско-литовского завоеваний и кончая Великой отечественной. Клин разоряли и свои – опричники Ивана Грозного, направляясь наказывать непокорный Великий Новгород, потренировались на Клине, да с таким чувством, что царю пришлось потом замаливать грехи строительством прекрасного храма Церкви Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, внутренне убранство его не дошло до нас – постарались более поздние опричники, уже Ленина, но он все равно прекрасен…
Спасло Клин на время от разорений присоединение к Московскому княжеству – и это принесло свои плоды. Торговые пути пошли через Клин, и принесли местным жителям богатство: здешние пески и глины оказались замечательно пригодны для производства стекла. Стекло начали производить при соратнике Петра Меньшикове, и производят до сих пор. Началось стекольное дело в артелях – крестьяне на дому делали украшения и елочные игрушки, и это приносило им больший доход, чем не очень плодородная клинская земля.
Основное производство, как водится, развернули российские купцы времен конца XIX – начала ХХ веков, советская власть его национализировала и приписала себе в актив индустриализации, но тем не менее завод работает до сих пор. Купцы строили определенно на века, и никак не ожидали «такого вот конца».
Кроме стекла, Клин долгое время служил ямщицким логистическим центром – он был назначен Петром «почтовым городом», и стал сосредоточием торговых и транспортных услуг, как сказали бы сейчас: постоялые дворы, торговые лавки, продуктовые склады, конюшни густо разместились вдоль тракта на Санкт-Петербург.
«"Как было во городе во Риме, там жил да был Евфимиам князь…" Поющий сию народную песнь, называемую "Алексеем божиим человеком", был слепой старик, сидящий у ворот почтового двора, окруженный толпою по большей части ребят и юношей. Сребровидная его глава, замкнутые очи, вид спокойствия, в лице его зримого, заставляли взирающих на певца - предстоять ему со благоговением. Неискусный хотя его напев, но нежностию изречения сопровождаемый, проницал в сердца его слушателей, лучше природе внемлющих, нежели взращенные во благогласии уши жителей Москвы и Петербурга внемлют кудрявому напеву Габриелли, Маркези или Тоди», - слушал слепого певца в Клину А.Н. Радищев на постоялом дворе. Удивительное совпадение – но центральная площадь Клина, на которой расположены и посейчас торговые ряды, и постоялые дворы, ну совершенно средневековая итальянская – может быть она и навеяла писателю сравнение певца с итальянцами?
А вот Петербургские тракт, Ленинградское шоссе, по-прежнему проходит сквозь город, чудовищно загрязняя его выхлопами, отравляя жизнь горожан пробками, гудящими фурами, создавая постоянный риск быть раздавленным спешащим новым купцом – бизнесменом. Дождется ли город когда-нибудь тишины – вопрос риторический.
В Клину на даче прожил два года известный писатель и дедушка реформатора Аркадий Гайдар
Строительство железной дороги сделало Клин провинциальным городом, но не сняло с него ответственность встречать страшные события отечественной истории. И если революция прошла в городе относительно мирно – промышленники-стекольщики хорошо относились к рабочим, платили приличные зарплаты за тяжелый труд, и гарантировали социальную защиту, адекватную времени, то уж советская власть, а потом и война прошлись по городу катком.
Из 60 тысяч жителей на фронт ушли 22 тысячи, то есть все мужчины. И далеко не все вернулись – видеолента, открытая на вокзальной площади, бесконечна – тысячи и тысячи фамилий с годами рождения 1921-1923, чудовищная трагедия заставляет просто зажмуриться. А рядом монументальным комплексом погибшим в Отечественную – скромный памятник не менее ужасной трагедии, созданной собственными руками – памятник жертвам сталинских репрессий. Цифр и фамилий на нем нет, а корзина с искусственными цветами стыдливо прибита, чтобы невозможно было рассмотреть надпись.
Примечательно, что в Великую Отечественную войну жители Клинского района проявили недюжинную изобретательность и подвижничество – они умудрились устроить на пути немца настоящее цунами, взорвав шлюзы на канале имени Москвы и на реке Сестре, фашисты не смогли остановить волну высотой 2,5 метра и не прошли к Москве.
Но, конечно, главная достопримечательность города – это дом-музей Чайковского. Петр Ильич прожил в этом доме недолго, но он стал его последним и любимым пристанищем. За всю жизнь композитор так и не заработал на дом, и снимал квартиры. А в последние годы жизни, став знаменитым, стремился к уединению и долгим прогулкам, и нашел себе место, где смог создать покой для творчества и возможность общаться с приятными людьми. После скоропостижной смерти Петра Ильича от холеры, его братья, прекрасно понимавшие гениальность Чайковского, смогли сохранить все его наследие и вещи и создали первый в России дом-музей. Потрясает, что все вещи в музее – подлинные, их хранители музея бережно спасли даже во время войны, увезя в Сибирь.
С этими сундуками Петр Ильич ездил в Америку
На этой веранде из этой чашки гений пил чай
Гении тоже ходят в тапках
Шестая симфония в исполнении современного скульптора
Есть в Клину и филиал вечного праздника – завод елочных игрушек и музей при нем, рассказывающий удивительную историю стекла и елочной игрушки. В музее круглый год гостей встречает восхитительная новогодняя елка, огни на которой горят даже летом! И конечно, герои Чайковского ведут свой чудный танец – Щелкунчик, Мышиный король, лебеди…
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.