Фото: eu2015.lv
2015-й год объявлен в Латвии годом двух великих латышских поэтов Яниса Райниса и его жены Аспазии - отмечается 150 лет со дня их рождения. Даты рождения Райниса и Аспазии включены в календарь международных памятных дней ЮНЕСКО.
В Национальный регистр ЮНЕСКО в раздел «Всемирная память» внесена переписка Райниса и Аспазии. За 35 лет, которые они прожили вместе, ими написано 2499 посланий: 1154 письма Аспазии Райнису и 1345 - Райниса Аспазии.
Райнис и Аспазия – классики латышской культуры и политические деятели
Янис Райнис – «наше всё» для латышской культуры. Поэт, драматург, переводчик, общественный и политический деятель Латвии.
Произведения Райниса «Огонь и ночь», «Золотой конь», «Вей, ветерок!», «Играл я, плясал», «Иосиф и его братья», стихи для детей и взрослых стали лучшими образцами латышской поззии, которая до Райниса носила вторичный характер, подражая немецкой. Райнис познакомил латышей с Гете, Шиллером, Гейне, Шекспиром, Ибсеном, Пушкиным, переводя их на латышский язык.
Литературный труд Райниса и Аспазии сочетался с политической деятельностью. Райнис был увлечен социал-демократическими идеями, был знаком с Августом Бебелем и привез в Латвию книги, полученные от него. «Из моего чемодана выросло социалистическое движение латышей», - писал Райнис.
Райнис и Аспазия были членами Учредительного собрания молодой Латвийской Республики, Райнис был избран в первые три Сейма, занимал пост министра образования. Он был одним из авторов конституции Латвии, автором идеи независимости Латвии.
Райнис и Аспазия – связь с Россией
Судьба супругов - народных латышских поэтов тесно связана с Россией. Стоит напомнить, что в конце 19 века Латвия была частью Российской империи.
В 1888 году молодой Райнис закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Примечательно, что в этом же году этот же факультет закончил Владимир Ильич Ульянов.
В северной столице России были изданы работы Райниса: латышский книгоиздатель А. Гулбис издал переводы на латышский язык мировой классики, сделанные Райнисом и Аспазией, первые пьесы Райниса.
С Россией связаны и печальные страницы жизни Райниса: за пропаганду социал-демократических идей Райнис был арестован и выслан в Псков, а затем - в Вятскую губернию, в небольшой заштатный городок Слободской, из которого письма в Ригу шли целых две недели.
«Обвенчаны временем, звездами и народом»
Жена Райниса Эльза Розенберг взяла псевдоним «Аспазия» в честь одной из воительниц Древней Греции, возлюбленной мудрого правителя Афин Перикла.
Талантливая поэтесса прославилась раньше своего мужа. Они познакомились, когда Аспазия уже была автором нескольких пьес, ее стихи печатались в газетах. Ровесница Райниса, она уже пережила несколько любовных историй, неудачное замужество.
Их знакомство состоялось, когда готовилась к постановке пьеса Аспазии «Вайделоте» («Жрица»). Премьера первой романтической драмы в истории латышской литературы - да еще написанной женщиной! – прошла с триумфом.
Райнис (тогда – Янис Плиекшанс) трудился в газете и не верил в свой литературный талант. Он был восхищен Аспазией (Эльзой Розенберг) – красивой, в ореоле победы и славы.
Янис и Эльза сблизились. 18 мая 1894 года было написано первое любовное письмо: «Светлая моя дочь Солнца!». Райнис пишет: «Это полное, совершенное счастье души и тела – возможно ли оно, не исчезнет ли, как сон?». И в конце: «Никогда не писал любовных писем, это грозит стать таковым, хотя я изо всех сил стараюсь оставаться разумным. А ты – Ты ждала разумного письма? Ты, небось, и не знаешь, до чего человек способен иной раз поглупеть!».
И с тех пор – письма, письма, письма... Они написаны на латышском, немецком и русском языках, в них – история Латвии, формирования национального самосознания латышей, годы Первой мировой войны, идеи создания независимого национального государства, реализация этих идей. И, конечно, любовь. Каждое письмо – признание в сильных чувствах.
Гораздо позже Райнис выработает целую теорию: любовь нужно сознательно растить и лелеять, в том числе и при помощи ласковых и любовных слов, на повторение которых нельзя жалеть сил и времени. Так писал биограф поэта Роальд Добровенский в своей книге «Райнис и его братья».
Поэт и муза
Аспазия стала музой Райниса, убедив его писать стихи, заставив поверить в то, что он талантлив. Она написала четверостишия к каждому разделу стихов первой книги Райниса – ведь ее уже знали, а имя Райниса было неизвестно.
«Все, что ты написал – достаточно оригинально и очень самобытно. Поверь, это не слепая любовь, ведь ты знаешь мою жесткую критику. Я уверена, что у тебя есть талант. Я буду помогать тебе расти, как в свое время ты помог мне», - писала Аспазия Райнису.
Во время ссылки Аспазия поддерживала Райниса: она проводила одну половину года в Слободском, а вторую – зарабатывая на жизнь литературным трудом в Латвии. Яркая, многообразная и талантливая поэтесса, Аспазия подчинила свою жизнь Райнису – фактически отказавшись от собственной славы, находясь в тени славы своего супруга.
Наверное, многие видели снятый еще в советское время телесериал «Долгая дорога в дюнах». Сериал запомнился интересным сюжетом, прекрасной игрой актеров и колыбельной Марты: «За печкою поёт сверчок,
угомонись, не плачь сынок, вон, за окном морозная, светлая ночка звёздная».
Щемящие слова колыбельной - «Что ж, коли нету хлебушка, глянь-ка на чисто небушко, видишь сверкают звёздочки, месяц плывёт на лодочке» - написала Аспазия.
Любовь Райниса и Аспазии не была безоблачной: поэту были свойственны увлечения, но Аспазия сумела подняться над личными обидами.
«Будь мои волосы золотыми, как когда-то давным-давно, я бы могла перекинуть мост из них, – но они уже начали седеть. Прости, что напоминаю о прошлом, Ты весь – человек настоящего и будущего… я же напротив человек прошлого, у меня, как у дерева, корни в прошедшем, оттуда я черпаю силу. Все, что Тебя сделало сильным, великим и бессмертным, – это наше прошлое и общая жизнь…. Мы слишком органично срослись, нас обвенчали время, звезды, весь народ», - писала Аспазия Райнису весной 1926 года.
Аспазия пережила мужа на 13 лет.
Латвия чтит своих знаменитых поэтов
Латвия чтит своих знаменитых поэтов. Их именами названы театры, музеи, школы, бульвары, улицы. Театры ставят пьесы Райниса и Аспазии и пьесы о них.
К 150-летию в центе Риги были открыты необычные художественные инсталляции - «Любовные письма Райниса и Аспазии». На силуэтах Райниса и Аспазии были помещены оригиналы отрывков из любовных писем, написанных от руки обоими поэтами, а на обратной стороне силуэтов фотографии, на которых Райнис и Аспазия запечатлены вместе.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.