Фото: Елена Бледных
Знаменитый дрессировщик, директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный рассказал корреспонденту «Сути событий» почему его представления проходят с аншлагом, а «Цирк дю Солей» не может собрать, по его утверждению, и половину зала. А также сколько они с братом Аскольдом тратят на новые постановки и почему канадский цирк он называет «биг-маком».
В середине декабря разгорелся скандал, в центре которого оказался Эдгард Запашный. Он выступил против строительства в Сколково стационарной площадки для «Цирка дю Солей», которую якобы планирует возвести бизнесмен Михаил Гуцериев. Свою точку зрения он высказал президенту РФ Владимиру Путину. Противники Запашного посчитали, что он просто боится конкуренции. Но это заявление не выдерживает критики, поскольку все представления знаменитых братьев собирают аншлаги. Не стал исключением их спектакль — сказка «Небылица», которую дрессировщики привезли на новогодние каникулы в Северную столицу.
- Сколько представлений «Небылицы» вы планируете дать в Петербурге?
- Дадим 22 представления, они будут идти до 7 января. Правда, в этот раз, мы с братом не принимаем участие в этой истории, нельзя же постоянно тянуть одеяло только на себя. Но мы собрали действительно звездный состав профессионалов, думаю эта сказка понравится не только детям, но и родителям. Специально не делаем дорогих билетов, чтобы наши представления были доступны, понимаем, что выбраться на какое -то мероприятие всей семьей, это не дешевое удовольствие.
Фото: Елена Бледных
- Вложения в такие представления тоже не малые. Сколько вы потратили средств на эту постановку?
- Не менее 5 млн долларов. Мы с братом ни разу не сделали спектакль дешевле. Работа над «Небылицей» длилась примерно полгода. Вообще-то, это очень мало для такого масштабного проекта. Но Аскольд профессионально ко всему подходит, он знает какая должна быть музыка, костюмы, трюки, так что фактически ничего не приходится переделывать. Хотя за рубежом на подобные спектакли могут уйти годы.
- Но ведь не все российские цирковые постановки стоят так дорого?
Это действительно так. Дело в том, что большая часть отечественных цирков принадлежит компании «Росгосцирк», а она не является прибыльной и полностью зависит от поддержки государства и решений чиновников. А когда ты работаешь с собственными деньгами, как мы с братом, то просто берешь их и тратишь. Мы живем в стране, где вопрос денег всегда актуален. Безусловно, мы могли бы заняться «чесом», и организовать а-ля филиал «Ласкового мая». Но мы не можем себе этого позволить, потому что хотим иметь постоянного зрителя. Ведь цирк, это не кино. Вам может не понравиться один фильм, но это не значит, что вы больше не пойдете в кинотеатр. А вот если вам не понравится представление на манеже, вы можете вообще закрыть для себя эту историю. Поэтому халтура в цирке не уместна.
Фото: Елена Бледных
-Если говорить в целом о стоимости представления, какую часть расходов составляют животные?
- Чем их больше задействовано в постановке, тем она дороже. Думаю, если убрать животных, то стоимость сократиться раза в два. Меня часто спрашивают сколько мяса ест тигр, почему-то многие считают, что это главная часть затрат, но это далеко не так. Потому что его нужно вырастить, воспитать, следить за его здоровьем, тут очень много составляющих.
- В последние годы на цирки с участием животных оказывается большое давление. Тем не менее, люди предпочитают отечественный цирк канадскому, с чем это связано, с ценой на билеты?
- У них действительно билеты стоят дороже. Прошлым летом я был на представлении «Цирка дю Солей» в Сочи. Несмотря на то, что гастроли подходили к концу, они не смогли собрать и трети зала. Если вы сами проведете журналистский анализ, то увидите, что этот цирк стал реже приезжать к нам. Понятно, что у них есть свои поклонники, люди, которые им верны, которым нравится этот стиль, которые в принципе любят преклоняться перед Макдональдсом, как перед иконой. А общая масса раскусила, что такое «Цирк дю Солей». Моя бывшая девушка, не цирковая артистка, как-то сравнила этот цирк «с икрой заморской — баклажанной». Мне кажется, это очень точное определение. Ведь действительно пока не попробуешь, не поймешь, что не все привезенное к нам нужно воспринимать как манну небесную. Я согласен, что в «Цирке дю Солей» работают очень профессиональные артисты, у них прекрасные постановки, спецэффекты, но, а дальше -то что? Чем одно шоу отличается от другого, какую смысловую нагрузку оно несет, с чем зрители выходят со спектакля? Но в этом они сами виноваты, когда перед собой поставили задачу не нагружать публику какими -то сверхидеями. Однако наша публика становится умнее, требовательнее, интеллигентнее. И когда наши зрители два часа смотрят на обыкновенный «биг-мак» им становиться неинтересно. Потому что они понимают, что это котлета, сыр, лук и булочка. Все. Когда брат стал делать спектакли, он всегда говорил, что для него важно с чем зритель уйдет с представления. Нам важно чтобы публике нравились не только козочки, бегемотики и тигры, но, чтобы люди смогли что -то прочувствовать, провести внутренний диалог.
- Раскройте секрет феномена братьев Запашных, как вам удается совмещать творчество с грамотным менеджментом?
- Мне кажется, это все идет из детства. Я рано понял, что насколько бы ты не был творческим человеком, очень важно, уметь это продать. Чтобы в конце концов заработать на следующее. Иначе это будет одноразовая акция. Но, наверное, я уже тогда понимал, что вторую часть - творческую, закрывает мой талантливый брат Аскольд. Видимо секрет в нашем тандеме заключается в том, что один из нас создает качественный продукт, а второй его продвигает.
- Вы всегда чувствуете на какой программе можно заработать?
- Нет, конечно. Когда-то в игре «Что? Где? Когда?» был задан вопрос, чего композитор не может прописать в своих нотах. Ответ был прост - аплодисменты зрителя. Иногда бывает, что делаешь ставку на одно, а хитом становится совершенно другая сценка. Поэтому конечный спектакль может отличаться от первоначального.
- Реально ли сегодня в России создать с нуля собственный цирк и сколько для этого нужно иметь денег?
- Реально, если у вас в кармане есть хотя бы 1 млн долларов, чтобы сразу все сделать хорошо.
- У братьев Запашных, когда они начинали он был?
- У нас не было даже 1 млн рублей. Но у нас была другая стартовая полоса — наша фамилия. Поэтому для начала нужно иметь либо деньги, либо привлечь в свои постановки известных артистов, чтобы было от чего оттолкнуться.
Фото Елены Бледных, предоставлены Э.Запашным
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: