Чтобы получить непоседливый задорный колобок, который с окошка убежит, в путешествие отправится, зайца да волка обманет, а потом сам к лисе в рот попадет, нужно обязательно к муке сметаны добавить.
А нам в этом случае только запах хлеба останется. Да и тот с окошка выветрится быстро. Нам это ни к чему. Мы свежим хлебом борщ закусывать собираемся.
В сметану мы чеснока да травок мелко нарубленных добавим. И на хлеб теплый мазать будем.
Боитесь, не справимся с хлебом-то? А как с ним справлялись наши бабушки-прабабушки? Что мы, хуже того древнего человека, который удумал зерно перетолочь, с водой смешать, да на жару запечь?
Хотя, та первая лепешка пресная была, но ее можно было в дорогу дальнюю с собой взять, вместе с ней путешествовать, по дороге отламывая куски – голод утолять. И быть самому себе и зайцем, и волком, и медведем и лисой, которой остатки-сладки достанутся.
А вот потом, когда человек очаг сложил, да дом вокруг него построил, завела в этом доме хозяйка миску специальную – в которой воду с мукой мешала для хлеба.
И вот однажды, только замесила она муку, как позвал ее старик репку вытаскивать. Дело это оказалось долгим, вернулась старуха к тесту, а оно из распузырилось, из миски вылезать стало. Удивилась хозяйка, даже испугалась немного, ну, да делать нечего: и дед, и внучка и Жучка и кошка и даже мышка, да и она сама – все голодные. Вздохнула баба, тесто обмяла, да в печь и поставила.
И запах такой от печи пошел, что в избу все родственники и знакомые мышки ломиться стали.
Собрались все у печи – кто хвостом от нетерпения дергает, кто лапами сучит. Старик так и вовсе дрова рубить пошел, чтоб не обидеть кого от голода. Кошка чуть усы не опалила, так близко к печке подобралась, чтоб первой быть.
Пришло время, вытащила баба хлеб на стол, а он огромный получился, корочкой румяной блестит – так в рот и просится. Куда там нож искать – руками баба стала хлеб на краюхи ломать, домочадцам раздавать. А он в руках пружинит, мягкий, ноздреватый, сжимается под пальцами, а потом опять разворачивается, вырастает на глазах, сам в рот просится. А во рту тает, да аромат оставляет, лучше которого и на свете-то нет.
Так и познакомилась старуха с дрожжами, которые хлеб пышным, нежным да духовитым делают.
С тех пор она квашню – ту самую миску, в которой хлеб замешивала, мыть не мыла, лишь чистым полотенцем накрывала, чтоб остатки теста следующую порцию муки заквашивали, а если, не дай бог, дрожжи гибли, бежала к соседке – поделиться опарой, чтоб тесто живое было, да веселое.
Теперь-то все гораздо проще. Можно на рынке да в магазине найти палочку свежих дрожжей. А не попалось, так и сухих взять.
Из дрожжей надо сделать опару.
Берем четверть палочки свежих дрожжей или чайную ложку сухих, заливаем стаканом теплой воды, добавляем ложки три с верхом просеянной муки, все перемешиваем тщательно, салфеткой тряпочной накрываем (или кусочком фольги, например), да в теплом месте оставляем.
Через час заглядываем. Пузырями пошло? В объеме увеличилось в два раза? Прекрасно! Дрожжи ожили. Половину отливаем, убираем в холодильник – на следующий раз закваска будет.
В оставшуюся половину доливаем полстакана воды, да пару ложек муки. Пусть еще часок постоит, поднимется. Поднялось?
Теперь над хлебом колдовать будем.
Поскольку первый раз этим занялись, делать будем все совсем просто. Только договоримся – чудеса, они чудеса и есть. Поди, установи тут пропорции. С хлебом договориться, подружиться надо, а потом уж будем, согласно рецептам знатных хлебопеков бородинский хлеб да сайки ситные печь.
А пока все делать будем от души да на глаз.
Итак. Добавляем в нашу опару пару столовых ложек растительного масла, щепотку соли, чайную ложку сахара, да еще с полстакана воды. Перемешиваем. Миксером или лопаткой деревянной. По ложке добавляем муку, чтобы тесто получилось как густая сметана. Не торопимся. Мука любит, когда ее мнут да массируют. Неторопливая она, как муза, которая не терпит суеты.
Теперь отвечаем еще на один важный вопрос. Нам хлеб когда нужен? Сегодня вечером или завтра утром? Если сегодня, ставим тесто работать в теплое место в большой миске, такой, в которой оно не больше трети объема занимает.
Если хлеб завтра печь будем – отправляем тесто на ночь в холодильник – оно там отлично созреет – хлеб получится упругий, мягкий, да хрустящий.
Если печем сегодня, через час-полтора в квашню заглядываем, поднявшееся тесто обминаем как следует, месим минут пять-десять, да в форму или на противень, на пекарскую бумагу вываливаем, лепешкой сантиметра два в толщину разравниваем.
Присыпаем немножко мукой, прикрываем фольгой-бумагой-полотенцем – на выбор и еще минут на сорок оставляем в тепле.
Через полчасика включаем духовку – пусть раскалится как можно жарче – сколько получится. Хлеб-то ведь для печи рожден. А там как – сначала топят, камень-кирпич раскаляют, потом угли сдвигают в сторону, да на их место тесто кладут. И жару больше не добавляют. Вот мы нашему хлебу в духовке печные условия и попробуем создать.
Поднялась наша лепешка?
Выливаем на нее пару столовых ложек растительного – лучше оливкового рафинированного, из бутылки или банки с красной наклейкой – горячего отжима, ладошкой размазываем масло по поверхности лепешки, пальцем продавливаем в лепешке ямки на расстоянии сантиметров 7-10 друг от друга, посыпаем лепешку щепоткой соли, а теперь в духовку.
Огонь уменьшаем градусов до 200.
Вот практически и все. Осталось минут 20-25. Как корка зазолотилась, зарумянилась, вынимаем хлеб из печи, перекладываем на решетку или на толстое полотенце, накрываем другим полотенцем – пусть минут 20 отдохнет, подостынет.
Ежели решили хлеб завтра печь – наутро тесто наше из холодильника вынем, дадим согреться, а потом на противень. Дальше все по прежней схеме. Только месить уже не обязательно. Тесто за ночь на холоде само ровным, гладким да упругим стало.
Буханку хотите, а не лепешку? Тогда форму повыше возьмите - для кекса, например, чтобы тесто высотой сантиметров пять лежало, да перед тем как в духовку ставить, зубочисткой или длинной тонкой палочкой в нем дырки проколите. И печь придется немножко подольше – минут 30-40.
А про лепешку нашу можете с чистой совестью особо капризным домочадцам сказать, что это фокачча.
Именно так ее итальянцы и делают.
Пока хлеб остывает, борщ разогреем. Вся семья к столу собралась? Соседи не прибежали? То-то.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.