Если промозглым воскресным ноябрьским утром одна мысль о прогулке провоцирует насморк, а приключений все равно хочется, можно отправиться колдовать на кухню: бродить по странам и временам, а попутно с простудой бороться.
Вот, к примеру, глубинка средневековой Франции. Здесь живут пастухи, виноделы и огородники. Летом они скот пасут, виноград растят, осенью урожай собирают, которым с хозяином расплачиваются, а зимой сказки сочиняют про лесных богов-друидов, медленно помешивая в котле суп из того, что осталось после уплаты налогов.
Проверяем запасы: килограмма полтора репчатого лука, пара ложек масла – лучше топленого, литра полтора-два бульона, полстакана белого вина, полбатона вчерашнего белого хлеба, грамм 150-200 твердого сыра, немножко соли. Все есть? Если чего не хватает – можно нарядиться морским волком, чтоб не промокнуть-замерзнуть и взять штурмом ближайший магазин – только деньги им не забыть оставить – они ж не знают, что мы сейчас не покупатели, а пираты.
А делать мы будем волшебный луковый суп, без которого, утверждают эстеты, высокая французская кухня не кухня вовсе, а сплошное разочарование.
Но мы-то с вами знаем, что еду это вовсе не повара с Мишленовыми звездами придумали, а совсем даже замученные феодалами-самодурами крестьяне – от бедности.
Делали его из того, что Бог послал, когда в доме почти ничего не осталось, то есть в тех самых случаях, когда русский крестьянин кашу из топора варил.
Репчатый-то лук – он и растет хорошо, и хранить его легко, вино французы сами выращивали-делали – край-то виноградный, хлеб-сыр-масло – куда ж без них. И бульон на прожаренных косточках – не такая уж роскошь, но и без него можно – на воде. Но у нас-то всегда в морозильнике припрятанная порция есть.
Лук надо почистить-порезать – можно квадратиками, можно полосками, но не крупными, так, с полсантиметра-сантиметр. Пока это сделаешь – вся квартира запахом наполнится таким, что любая простуда сбежит.
Кастрюля нам нужна литров на пять - тяжелая, толстостенная, лучше чугунная, вроде котелка. Мы ее на огонь поставим, масло туда выльем, раскалим, лук порезанный высыплем, перемешаем.
Дальше можно поступать двумя способами: можно кастрюлю закрыть крышкой и отправить в духовку, разогретую до 180 градусов. Пусть целый час стоит. Потом достанем, лук перемешаем, совсем сгоревшие кусочки со стенок выкинем, еще на полчаса поставим, пока лук не станет совсем коричневым и не уменьшиться в объеме раза в четыре.
А можно кастрюлю на плите оставить: сначала на большом огне, а как только зазолотится, огонь уменьшить и тушить, пока вся жидкость не испарится, а лук не сменит золотистую окраску на шоколадную. Только помешивать его надо регулярно – чтоб не пригорел слишком сильно.
Первый способ хорош, когда дел много всяких вне кухни – лук сам готовится. Второй – если процесс сам по себе интересен. Можно по очереди всем лук мешать и придумывать названия цвету – там столько оттенков разных получается. А кроме того, когда нос в кастрюлю засовываешь, простуда, собравшаяся было тебя победить, тут же в панике сбегает от аромата.
Но в любом случае, процесс тушения лука – долгий и размеренный: не меньше полутора-двух часов на него уйдет. Потому и суп этот только на выходных стоит затевать.
Итак, лук размяк, уменьшился в объеме, закоричневел, на дне и стенках кастрюли коричневая корочка-зажарка появилась. Настало время вином его разбавить. Эстеты-гастрономы утверждают, что в луковый суп херес лить надо, но мы-то знаем, что херес – вино испанское, вряд ли у французских крестьян водилось. А потому имеем полное право на эксперимент: вино необходимо белое, ароматное, лучше крепленое. У меня, например, в этот раз совершенно не сопротивляясь мартини пошло. Но уверена: белый крымский портвейн отлично с тушеным луком в дружбу вступит.
Полстакана вина прошипели, испарились, сделали лук похожим на желе, разбитое на мелкие кусочки. Пришло время бульона. Вливаем бульон в лук, размешиваем, доводим до кипения, пробуем, кладем соль по вкусу, размешиваем и выключаем.
Тем временем вчерашний хлеб уже порезан, например, один кусок на четыре части и слегка поджарен в духовке (корку обрезать совсем необязательно).
Сыр. Мишлено-звездный луковый суп требует грюйера, но наш, крестьянский будет гораздо интереснее и неожиданнее с любым твердым сыром – хоть костромским, хоть литовским – лишь бы настоящим. Сыр трем на крупной терке.
Раскаляем духовку градусов до 180-200. Хорошо, если гриль есть, но и без него красиво получится.
Берем тарелки или горшочки – каждая на едока – такие, которые не опасно в духовку ставить. Наливаем в них суп, сверху раскладываем сухарики, сухарики щедро посыпаем сыром и всю эту конструкцию отправляем в духовку – превращать сыр в нежную корочку – минут на пять.
Теперь главное – не хватать тарелку руками и дуть на ложку: горячо, но так вкусно…
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.