Еще не поздно: в эту самую длинную ночь в году, когда есть опасность, что мрак победит свет, а новый день и Новый год вовсе не настанет, есть способ помочь солнцу выбраться из-за горизонта, начать новый отсчет времени.
Нужно взять стакан желтой-желтой кукурузной крупы и сварить из нее мамалыгу – такой особенно солнечный хлеб, который едят на Балканах, на Кавказе, в Греции и Италии с тех пор, как в эти края приплыл из-за океана главный продукт солнцепоклонников ацтеков - маис, превратившийся за время плавания в кукурузу.
Называют этот хлеб, призывающий солнце, везде по-разному: молдаване и болгары – мамалыгой, итальянцы – полентой, грузины – гоми, а если ее название перевести с осетинского – получится вовсе Кусок, спасающий от смерти.
Но по сути это все одна и та же еда: сваренная в толстостенной кастрюле густая каша из кукурузы. Иногда ее варят на молоке или даже сметане, иногда в нее в конце варки добавляют тертую брынзу или мягкий сыр – но это все потом.
Сегодня вечером нам просто надо сделать свое солнышко, которое поможет большому, настоящему отнять у ночи несколько секунд. А потом пойдет: секунды превратятся в минуты, минуты – в часы. Потом, в феврале, на Масленицу мы еще блинами горячими подтолкнем солнышко, и глядишь, уже 22 марта – весеннее равноденствие, и совсем недалеко до каникул.
Итак, берем кастрюлю, кипятим три стакана воды, добавляем по щепотке соли и сахара, всыпаем стакан кукурузной крупы и мешаем, чтоб комочков не было. Как только каша наша закипит, уменьшаем огонь, добавляем добрую ложку масла – любого, но с топленым вкуснее – и варим, помешивая, пока каша не загустеет так, что от стенок кастрюли отставать будет.
Теперь делаем огонь совсем-совсем маленьким, накрываем кастрюлю крышкой и ждем еще минут пять-десять – кукуруза должна хорошо распариться.
Открываем крышку, ложкой или лопаткой отделяем кашу от стенок, выключаем огонь, крышку кладем на место и начинаем готовить вкусности к мамалыге.
Например, у молдаван есть сумасшедшее вкусное блюдо Костица с мамалыгой, которая при ближайшем рассмотрении оказывается хорошо прожаренной свиной отбивной на ребрышке. Обязательно со слоем сала по краюшку, часть которого растает во время жарки и им можно будет полить мамалыгу.
Я очень люблю к мамалыге растолочь в ступке с солью зубок-другой чеснока, добавить туда пару чайных ложек сметаны, перемешать, переложить в соусник и добавить еще сметаны так, чтобы поливать этим соусом мамалыгу.
Еще хорошо поджарить до закатно-золотистого цвета репчатый лук, посолить его и есть с мамалыгой.
Или посыпать ее тертым ароматным сыром.
Гарнир готов?
Накрываем кастрюлю с мамалыгой тарелкой, предварительно еще разок пройдясь лопаткой вдоль стенок, переворачиваем кастрюлю, ставим конструкцию тарелкой на стол и ждем. Можно осторожно постучать лопаткой по дну кастрюли.
Шлеп!
Мамалыга лежит на тарелке. Кастрюлю можно убирать.
А теперь самое интересное.
Про мамалыгу моя бабушка говорила: «Хлеб вареный, нож пряденый», потому что режут мамалыгу ниткой. Обычной толстой ниткой.
Берут кусок с полметра длиной за концы двумя руками, натягивают и получившейся струной режут.
Завтра оставшуюся мамалыгу, если, конечно, останется, можно будет поджарить, например, под крышкой, насыпав на кусок сверху сыра тертого.
Или намазав ее вареньем и сметаной, можно будет закусывать ею утреннюю чашку чая.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.